Официальный сайт
города Углич

16+
Главная
Администрация
Наши дворы
Решаем вместе!
ТОС города Углич
Народная дружина
Муниципальный Совет
Бюджет города
Муниципальные услуги
Муниципальные правовые акты
Муниципальный заказ
Муниципальные программы
Земельные ресурсы
Градостроительство
Безопасность жизнедеятельности
Наш город
Новости и публикации
Полезная информация
Юридическая консультация
Противодействие коррупции
Правила благоустройства
Обращение с ТКО
Публичные слушания
О Великой Победе
Имущественная поддержка субъектов МСП
Выборы 2022
Полезная информация
reshaem
Резерв
Роспотребнадзор
«Золотое Детство» сто лет спустя
(голосов: 0)
12:12:2013 г.

Как вернуть звание самой читающей страны? К обсуждению этой проблемы писателями, издателями, критиками присоединился и Президент страны Владимир ПУТИН на самой масштабной за последние годы встрече литературного сообщества.
«По статистике, российские граждане отводят чтению книг в среднем лишь 9 минут в сутки, причем отмечается тенденция к сокращению и этих 9 минут. Люди раньше находили ответы на интересующие их вопросы именно в книге, сейчас есть другие возможности. О том, что книга перестала играть важную роль в жизни общества, свидетельствует и падение уровня общей культуры, с сожалением об этом должен сказать. Смещение, искажение ценностных ориентиров и скудость современного разговорного языка», - отметил Владимир Путин.
На этой встрече писатели жаловались, что не могут пробиться к читателям. Не равнодушными к этой широко обсуждаемой проблеме остались и угличане…

В начале ХХI века Угличскому государственному историко- архитектурному и художественному музею местным жителем Л.Ф.ЛЕНГВЕНСОМ была подарена годовая подписка журнала «Золотое Детство» за 1914-1915 годы. Это иллюстрированное отечественное издание для юного читателя выходило в свет с 1907 по 1917 годы в Санкт-Петербурге.
Для провинциального музея этот дар  интересен тем, что этополная подписка за один год, 24 номера  детского журнала начала ХХ века- многие детские периодические издания утрачены  из-за  возрастной категории читателей,  качества материала (тонкости и  рыхлости  бумаги),   а повести, стихи,  рассказы не переизданы, так и остались только на страницах периодики прошлого века. Ценен дар тем,  что редактором - издателем журнала являлся Михаил Павлович Чехов, младший брат А.П.ЧЕХОВА, его первый биограф,  писатель, публицист, переводчик, податный инспектор, проживавший в Угличе в 1894-1898 годы.
А в 1907-1917годы  Михаил Павлович Чехов, семьянин, отец двух детей - старшей Евгении и младшего Сергея - является  издателем и редактором журнала «Золотое Детство». В журнале присутствуют  традиционные атрибуты: выходил 2 раза в месяц,  распространялся по  подписке (через редакцию) с 1 ноября предназначался для детей 7-12 лет. « Кроме художественно-исполненных иллюстраций дети в «Золотом Детстве» найдут: повести, рассказы, сказки, стихотворения, путешествия, биографии, статьи по естественной истории  из жизни животных, птиц, насекомых и растений, загадки, ребусы, шарады …». Также, подписчики за год получат: «24 номера журнала в красивых обложках, отпечатанные на лучшей бумаге со множеством художественно- исполненных рисунков; 12 картин для украшения детской; 12 игр для детей; 12 приложений для склеивания (домики, автоматы, мебель, экипажи и прочее.». Редактор-издатель  стремился, прежде всего, преподать жизненные уроки, пробудить в читателях интерес к чтению, знанию и окружающей жизни.
По данным статистики на 1914 год 48% (84,6 млн. из 176,2) населения России составляли дети до 19 лет. Из них: 27% или 47,6 млн. - маленькие дети младше 9 лет; 21% или 37 млн. - дети и подростки 10 - 19 лет. Из этих цифр следует, что в начале ХХ века Россия была страной с огромным количеством детей, которых нужно было занимать, воспитывать. Выпускать детский  журнал было выгодно: и они издавались, покупались и читались, и через чтение появлялось понимание о воспитании будущего общества.
До  революции в России насчитывалось около 300 детских и юношеских журналов. Одни из них выходили длительное время, другие прекращали свое существование на первой книжке. Данный журнал выходил десять лет, у него была своя читательская аудитория. Верно выбрано было основное направление  журнала - природоведческое. Родные отмечали в Михаиле Павловиче цепкую память,  внимательность, мягкость и терпимость, природное жизнелюбие и  любознательность, вероятно, поэтому и «Золотое Детство» становится помощником родителей  в воспитании детей, зарождает интерес к природе, учит их осмысленному отношению к окружающей жизни, чтение одновременно заменяло ребенку и игрушку, и становилось умным и полезным развлечением.
Современники удивлялись огромной трудоспособности, выносливости и изобретательности Михаила Павловича, умевшего издавать журнал  самыми минимальными средствами. Михаил Павлович выступал в нём как единственный автор. Чехов поместил в журнале несколько сот своих повестей, рассказов и стихотворений, басен, шуток, подписывая их различными псевдонимами - С. Вершинин, К. Треплев, М. Ч., Ирис, Кузнечик. Из воспоминаний Евгении Михайловны Чеховой: «Детский журнал издавал отец, а мы с братом придумывали шарады и ребусы», Татьяны Львовны Щепкиной-Куперник о М.Чехове: « …жена делала «приложения» в виде выкроек для кукол и т.д.». Издание было семейным, недорогим.
Сильной стороной этого издания признавались его многочисленные приложения - игры, забавные игрушки, изготовление моделей своими руками, поделки, многочисленные шутки и ребусы, которые способствовали  расширению кругозора и формированию чувства гармонии и красоты. Приложения-модели за 1914-1915годы: «Музыкант и паяц», «Спальня», «Немец и лягушка», «Японский извозчик», «Северянин с оленем», «Карета с лошадкой», «Избушка лесника», «Шотландский домик», «Плита с посудой» и др.
 Добрый и отзывчивый, обладающий неукротимой энергией и чувством юмора, хорошо знающий особенности юного читателя Михаил Павлович сделал великолепное иллюстрированное издание с подобранными интересными и занимательными гравюрами и рисунками. Название  гравюр - первое, на что обращает внимание читатель, они ёмкие, краткие, броские и удивительно «живые»: «Мореплаватели», «Спасение утопающей куклы», «Маленький найденыш», «С визитом», «В бурю», «Мама, проснись» и другие.
Михаил Павлович выступает как переводчик. Почти в каждом издании присутствует перевод с английских и французских изданий. Энциклопедия осторожно пишет, что под  маркой «Золотого Детства» в 1913 году в составе сборника «Английские сказки» вышел  анонимный перевод «Алисы в стране чудес» Льюиса Кэррола; с большой долей вероятности переводчиком был сам Чехов.
Существовал в журнале  раздел «Верные решения прислали» и своим содержанием говорил о том, что имеется свой круг  читателей: это - Тамарочка и Шура Вельц, Людмила Матузова, Соня и Костя Люсины, Саша и Наташа Алелековы, Зина Ривина, Надежда Петухова, Жоржик и Боба Покотиловы, Ника Гершельман, Леля Кузнецова, Эдгар фон Рихтер, Маруся и Катя Петровы, Ирина Смирнова,  дети Чернышовы, Трещетка из Алексина, дети Смирновы из Харбина, «кто-то без подписи на белой клетчатой бумаге», Колян Кудрявцев и многие другие. Фамилии и имена детей печатались на последней странице мелким шрифтом, иногда  занимая 2/3 листа. Вопросы из рубрики «Головоломки»-вопросы и верные ответы: Почему люди рискуют? ( Рис не куют, а выращивают); Чем похожи и отличаются огонь и озорной мальчишка?  Огонь сначала высекают, а потом раскладывают, а мальчишку сначала раскладывают, а потом высекают). Жизнь ребенка наполнялась настоящей радостью от ожидания новых встреч с журналом. Дети любили этот журнал за веселый и доброжелательный настрой.
Последние номера журнала выпущены в  1917 году, и, видимо, прекращено издание было из-за трудностей, вызванных войной,  поднятием цен на все, в том числе и на материалы, и типографские работы. Издание журнала «Золотое Детство» не стало для семьи Чеховых «золотым дном» в финансовом смысле слова, это отмечали и  современники,  но для юных читателей прошлого века и нынешнего это -настоящий клад со своей системой знаний и ценностей. Из рекламы: «Имеем отзывы, что по содержанию и изящной внешности «Золотое Детство» является одним из лучших детских журналов в России».

На базе детского сада «Светлячок» Углича в 2012-2013 годы мною проводились занятия в старшей группе детей по материалам журнала «Золотое Детство». Форма занятия: 30-минутные чтения вслух, «семейное чтение». Цель занятий - привить любовь к чтению, когда оно  становится лучшим поощрением за «весьма недурное» поведение. И даже сейчас - 100 лет спустя - журнал наполнен необходимой информацией, может решать  одну из проблем - формирование у ребенка  интереса к чтению. А вернуть интерес к книге, преобладающий над тягой к компьютерным играм,-  задача стратегической важности, для ее решения важен любой положительный опыт. И такие знания были наработаны в России в начале ХХ века, когда домашнее чтение, чтение вслух книг и журналов было лучшим  воспитанием и образованием. Детям предоставляли комфортные условия общения с книгой, формировали позитивное отношение к процессу чтения, что развивало ребенка и  способствовало самостоятельному анализу и оценке значимых явлений и событий, происходящих в обществе и в мире.

Ольга АЛЕКСАНДРАВИЧЮС,
зав. отдела учета Угличского
историко-архитектурного и художественного музея
 

Комментарии  

  1. #1 Карен Арутюнянц
    2016-11-0600:04:40 Спасибо за статью, Ольга! Я детский писатель. И когда-то, воодушевившись примером Михаила Павловича, издавал газеты и журналы для детей. Вместе с женой. С 1993 по 2008.
    С уважением, Карен Арутюнянц, г. Черноголовка, Московская обл.

Добавить комментарий

:D:lol::-);-)8):-|:-*:oops::sad::cry::o:-?:-x:eek::zzz:P:roll::sigh:
Жирный Курсив Подчеркнутый Зачеркнутый Список Цитата


Защитный код
Обновить

© 2007-2024 Средство массовой информации сетевое издание «Официальный сайт города Углич»
Учредитель: Администрация городского поселения Углич (Устав редакции)
Главный редактор: Ашмарина М.С.
Адрес редакции: 152615, Ярославская область, город Углич, улица Ярославская, дом 4
Электронная почта: info@goroduglich.ru
Телефон: +7 (48532) 2-22-32
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Регистрационный номер ФС 77-75349 от 01.04.2019 г.
Для детей старше 16 лет.
При использовании материалов с данного сайта, ссылка на источник обязательна.
Условия использования общедоступной информации
Яндекс.Метрика