Официальный сайт
города Углич

16+
Главная
Администрация
Наши дворы
Решаем вместе!
ТОС города Углич
Народная дружина
Муниципальный Совет
Бюджет города
Муниципальные услуги
Муниципальные правовые акты
Муниципальный заказ
Муниципальные программы
Земельные ресурсы
Градостроительство
Безопасность жизнедеятельности
Наш город
Новости и публикации
Полезная информация
Юридическая консультация
Противодействие коррупции
Правила благоустройства
Обращение с ТКО
Публичные слушания
О Великой Победе
Имущественная поддержка субъектов МСП
Выборы 2022
Резерв
Роспотребнадзор
reshaem
Полезная информация
«Палата диковин»
(голосов: 0)
20:07:2012 г.

Музей - …сначала это понятие обозначало коллекцию
предметов по искусству и науке, затем, с XVIII в., оно
включает в себя также здание, где располагаются экспонаты.
С XIX в. присоединилась научно-исследовательская работа,
проводимая в музеях. А с шестидесятых годов XX века началась
педагогическая деятельность музеев (специальные проекты для
детей, подростков и взрослых).    
                        Википедия

    Для городского музея нынешний год проходит под знаком юбилея. Угличу более тысячи лет, музею - сто двадцать, десятая часть городской истории совершилась в его присутствии.
    Мы вспоминаем коллег, которых знаем только по документам и фотографиям, по запискам современников (сравнительно недавно прошла выставка «Начальник музея», посвященная личности и памяти Александра Константиновича Гусева), касаемся разных сторон внутри музейной жизни. В это время чаще, чем обычно, на авансцену, в темы юбилейной конференции, на выставки, выступают первые экспонаты - те, что записаны были в инвентарные книги конца позапрошлого века. И вот тут становится ясно, что рождение музея было неизбежным, сама же подготовка этого события шла по двум направлениям: просвещенные горожане говорили об археологии и истории, а многие «остальные» видели в будущем музее еще и своего рода «кунсткамеру», собрание диковин.
    Когда-нибудь, вероятно, будет написана увлекательная, поучительная и отчасти драматичная история первых лет музейного собирания. Имена дарителей и вещи, позволяющие судить об их вкусах и щедрости. Отчасти и судьбы этих вещей или самих дарителей. Мещанин, принесший сюда странные холсты с «эмблематическими» ребусами и аллегориями чуть ли не «вольных каменщиков», их хранили дома с конца золотого осьмнадцатого века, подклеивали, чуть не подкрашивали (о чем они могли говорить хозяину, о чем напоминали его потомкам?). Угличанка из старого купеческого рода, домовладелица и почтенная дама, друг музея и тоже активная дарительница. В недобрые 1930-е она и - не она, старуха, несущая теперь уже совсем в другой музей остатки домашних мелочей и бумаг, чтобы продать за 30 копеек, за 15 копеек. Фамилии, которых давно нет в домовых книгах современного города и в книгах телефонных. Пласт городской жизни, ушедший, но еще не далеко, забытый, но это пока обратимо.
    Угличане с октябрятско-пионерским прошлым вспоминают «советский отдел»: фрагмент молокопровода и снопы колосьев, какой-то замечательный станок с часового завода. И более новый эпизод. Школьница зубрит параграф о «Смутном времени», ну не запоминается оно, а ведь спросят! Интересуюсь: «А вас, что, в кремль не водили?» «А зачем?» А руку к стене палат приложить - там, где черные следы пожара. Войти в низкую дверь, послушать о разорении Углича, увидеть кремлевские пушки со змеиной чешуей. Ну, или на берегу Волги постоять, у алтаря церкви, на месте, откуда всё началось…
    Музей нужен туристам, но еще нужнее горожанам. Им адресована проходящая сейчас выставка «Палата диковин», она о том, что город копит и хранит свою память и что память эта совсем не скучная. Здесь дорожный сундук, который привязывали к карете, рядом два «Ивана Грозных», оба мрачные и вполне грозные, но это как-то разные люди. Колокол - не тот, «ссыльный», вернувшийся на родину из каторжного Тобольска тоже 120 лет назад, а поменьше, и можно рассмотреть (даже потрогать) все его «уши». Какие-то странные ритуальные жезлы и топоры из коллекции основателя - Константина Николаевича Евреинова (сам он смотрит на посетителей с необычного портрета, деревянная скульптура выставляется впервые). Рядом стулья и кресла, прялки и швейка, изразцы, сундучки, «деревянные лапти», как названы классические деревянные башмаки в старой книге поступлений. На множестве фотографий музейные залы в разные годы - то одно на первом плане, то совсем другое. Все это уже оценили угличские краеведы, экскурсоводы и посетители разного возраста.
    С этой выставкой неразрывно связана и другая - «Возвращенные из прошлого», где разместились экспонаты из тех же первых учетных книг, восстановленные реставраторами. Некоторые из этих вещей вернутся на свои места в постоянной экспозиции, другие уйдут в фонды (мы же помним, - музей, он как айсберг, семь восьмых скрыта). Было бы место, показали бы ну не все, конечно, но гораздо больше.
    ...Может, дети из пришкольных лагерей, то и дело заполнявшие эти залы, когда-то тоже будут вспоминать диковинные вещи, увиденные летним днем в музейных стенах. Хорошо бы, они рассказали об этом своим детям и привели их сюда - скажем, на сто пятидесятилетний юбилей.

Светлана КИСТЕНЕВА,
научный сотрудник экспозиционно-выставочного
отдела УГИАХМ
 

Добавить комментарий

:D:lol::-);-)8):-|:-*:oops::sad::cry::o:-?:-x:eek::zzz:P:roll::sigh:
Жирный Курсив Подчеркнутый Зачеркнутый Список Цитата


Защитный код
Обновить

© 2007-2024 Средство массовой информации сетевое издание «Официальный сайт города Углич»
Учредитель: Администрация городского поселения Углич (Устав редакции)
Главный редактор: Ашмарина М.С.
Адрес редакции: 152615, Ярославская область, город Углич, улица Ярославская, дом 4
Электронная почта: info@goroduglich.ru
Телефон: +7 (48532) 2-22-32
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Регистрационный номер ФС 77-75349 от 01.04.2019 г.
Для детей старше 16 лет.
При использовании материалов с данного сайта, ссылка на источник обязательна.
Условия использования общедоступной информации
Яндекс.Метрика