Тема осуществления деятельности муниципальных унитарных казенных предприятий является актуальной на настоящий момент на территории Угличского муниципального района, что требует глубокого изучения норм материального права в данной сфере.
Так, постановлением администрации одного из муниципальных образований утвержден порядок предоставления муниципальному унитарному казенному предприятию субсидии, связанной с выполнением муниципального заказа в сфере благоустройства, озеленения и содержания территории муниципального образования.
В соответствии с п.2 Порядка субсидия предоставляется казенному унитарному предприятию на безвозмездной и безвозвратной основе на выполнение муниципального заказа в сфере благоустройства, озеленения и содержания территории муниципального образования в целях возмещения затрат, предусмотренных сметой доходов и расходов Предприятия.
Согласно п.3 Порядка субсидия предоставляется МУКП на основании договора, заключенного с Администрацией муниципального образования.
Размер субсидии исходя из п.4 Порядка определяется из суммы фактических затрат в отчетном периоде, отнесенных на выполнение утвержденного заказа в соответствии со сметой доходов и расходов Предприятия.
На данное постановление межрайонной прокуратурой принесен протест по следующим основаниям.
Согласно п.19 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к полномочиям органов местного самоуправления поселений относится организация благоустройства и озеленения территории поселения, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.
В соответствии со ст.17 названного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также формированию и размещению муниципального заказа.
Полномочия органов местного самоуправления, установленные настоящей статьей, осуществляются органами местного самоуправления поселений, органами местного самоуправления городских округов и органами местного самоуправления муниципальных районов самостоятельно.
МУКП согласно Устава создано в соответствии с ГК РФ, ФЗ №161-ФЗ от 14.11.2002г. «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» является муниципальным унитарным казенным предприятием. Предприятие является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в учреждениях банков, наделяется имуществом на праве оперативного управления. Предприятие самостоятельно распоряжается результатами производственной деятельности, выпускаемой продукцией, оказанием услуг (кроме случаев, установленных законами и иными нормативными актами РФ и администрации муниципального образования). Предприятие устанавливает цены и тарифы на все виды производимых работ, услуг, выпускаемую и реализуемую продукцию.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.
В Российской Федерации создаются и действуют унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, - федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казенное предприятие.
На основании изложенного МУКП является коммерческой организацией, имеющей на праве оперативного управления муниципальное имущество для оказания услуг, выполнения работ в соответствии с целями, определенными уставом. Данное предприятие вправе оказывать услуги, как органу местного самоуправления, так и иным лицам.
Таким образом, допуск МУКП к государственному либо муниципальному заказу должен производиться по общим нормам действующего законодательства.
В соответствии с ч.1 ст.1 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" данный Федеральный закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Согласно ч.2 ст.3 названного Федерального закона под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков.
Выполнение работ по благоустройству, озеленению и содержанию территории муниципального образования, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов является потребностью органа местного самоуправления для решения вопросов местного значения, определенных в ст.14 Федерального закона №131-ФЗ, то есть муниципальными нуждами.
В соответствии со ст.5 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд соответствующих заказчиков, а в случае, предусмотренном HYPERLINK "consultantplus://offline/main?base=LAW;n=116659;fld=134;dst=100838"
пунктом 14 части 2 статьи настоящего Федерального закона, в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в любой форме.
Согласно ст.10 указанного ФЗ размещение заказа может осуществляться:
1) путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;
2) без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).
Во всех случаях размещение заказа осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных указанным Федеральным законом.
В соответствии с ч.1 ст.15 Федерального закона «О защите конкуренции» органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Постановление администрации муниципального образования , устанавливающее порядок предоставления субсидии непосредственно муниципальному унитарному казенному предприятию на возмещение затрат, связанных с выполнением заказа в сфере благоустройства, озеленения и содержания территории города муниципального образования, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, допускает данное предприятие к выполнению работ без проведения процедуры торгов, что приводит к устранению конкуренции на товарном рынке работ по благоустройству, озеленению и содержанию территории муниципального образования, использованию, охране, защиты, воспроизводства городских лесов, ставит МУКП в преимущественное положение по сравнению с иными хозяйствующими субъектами, так как субъекты, претендующие на их выполнение, в силу постановления лишены возможности претендовать на получение муниципального заказа.
Кроме того, согласно ст.78 Бюджетного кодекса субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Из указанной нормы следует, что основанием предоставления субсидии является превышение затрат или недополучение доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Однако, допуск к выполнению работ и оказанию услуг должен осуществляться с учетом требований Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Соответственно незаконное размещение муниципального заказа влечет незаконность субсидирования возмещения затрат или недополученных доходов, возникших при исполнении заказа.
На основании изложенного, предоставление субсидии муниципальному казенному унитарному предприятию на безвозмездной и безвозвратной основе на выполнение муниципального заказа в сфере благоустройства, озеленения и содержания территории муниципального образования в целях возмещения затрат в сфере благоустройства, озеленения и содержания территории муниципального образования в целях возмещения затрат, предусмотренных сметой доходов и расходов предприятия путем составления сметы предприятием на основании плана финансово-хозяйственной деятельности является незаконным.
Указанный протест администрацией муниципального образования удовлетворен.
Старший помощник Угличского
межрайонного прокурора
советник юстиции
О.В.БОНДАРЕНКО
|