Официальный сайт
города Углич

16+
Главная
Администрация
Наши дворы
Решаем вместе!
ТОС города Углич
Народная дружина
Муниципальный Совет
Бюджет города
Муниципальные услуги
Муниципальные правовые акты
Муниципальный заказ
Муниципальные программы
Земельные ресурсы
Градостроительство
Безопасность жизнедеятельности
Наш город
Новости и публикации
Полезная информация
Юридическая консультация
Противодействие коррупции
Правила благоустройства
Обращение с ТКО
Публичные слушания
О Великой Победе
Имущественная поддержка субъектов МСП
Выборы 2022
Резерв
Роспотребнадзор
reshaem
Полезная информация
Об осуществлении деятельности муниципальных унитарных казенных предприятий
(голосов: 0)
20:12:2011 г.

    Тема осуществления деятельности муниципальных унитарных казенных предприятий является актуальной на настоящий момент на территории Угличского муниципального района, что требует глубокого изучения норм материального права в данной сфере.
        Так, постановлением  администрации  одного из муниципальных образований утвержден порядок предоставления  муниципальному унитарному казенному предприятию субсидии, связанной с выполнением муниципального заказа в сфере благоустройства, озеленения и содержания территории муниципального образования.
       В соответствии с п.2  Порядка субсидия предоставляется казенному  унитарному предприятию на безвозмездной и безвозвратной основе на выполнение муниципального заказа в сфере благоустройства, озеленения и содержания территории  муниципального образования в целях возмещения затрат, предусмотренных сметой доходов и расходов Предприятия.
       Согласно п.3 Порядка субсидия предоставляется МУКП на основании договора, заключенного с Администрацией муниципального образования.
       Размер  субсидии  исходя из п.4 Порядка определяется из суммы фактических затрат в отчетном периоде, отнесенных на выполнение утвержденного заказа  в соответствии со сметой доходов и расходов  Предприятия.
          На данное постановление межрайонной прокуратурой принесен протест по следующим основаниям.
        Согласно п.19 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к полномочиям органов местного самоуправления поселений относится организация благоустройства и озеленения территории поселения, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.
         В соответствии со ст.17 названного Федерального закона  в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также формированию и размещению муниципального заказа.
       Полномочия органов местного самоуправления, установленные настоящей статьей, осуществляются органами местного самоуправления поселений, органами местного самоуправления городских округов и органами местного самоуправления муниципальных районов самостоятельно.
       МУКП согласно Устава  создано в соответствии с ГК РФ, ФЗ №161-ФЗ от 14.11.2002г. «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» является муниципальным унитарным казенным предприятием. Предприятие является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в учреждениях банков, наделяется имуществом на праве оперативного управления. Предприятие самостоятельно распоряжается результатами производственной деятельности, выпускаемой продукцией, оказанием услуг (кроме случаев, установленных законами и иными нормативными актами РФ и администрации муниципального образования). Предприятие устанавливает цены и тарифы на все виды производимых работ, услуг, выпускаемую и реализуемую продукцию.
        В соответствии со ст.2 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.
        В Российской Федерации создаются и действуют унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, - федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казенное предприятие.
        На основании изложенного МУКП является коммерческой организацией, имеющей на праве оперативного управления муниципальное имущество для оказания услуг, выполнения работ в соответствии с целями, определенными уставом. Данное предприятие вправе оказывать услуги, как органу местного самоуправления, так и иным лицам.
        Таким образом, допуск МУКП к  государственному либо муниципальному заказу должен производиться по общим нормам действующего законодательства.
         В   соответствии с ч.1 ст.1 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"  данный Федеральный закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.       
        Согласно  ч.2 ст.3 названного Федерального закона  под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков.
        Выполнение работ по благоустройству, озеленению и содержанию территории муниципального образования, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов является потребностью органа местного самоуправления для решения вопросов местного значения, определенных в ст.14 Федерального закона №131-ФЗ, то есть муниципальными нуждами.     
        В соответствии со ст.5 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд соответствующих заказчиков, а в случае, предусмотренном HYPERLINK "consultantplus://offline/main?base=LAW;n=116659;fld=134;dst=100838"
пунктом 14 части 2 статьи  настоящего Федерального закона, в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в любой форме.
        Согласно ст.10 указанного ФЗ размещение заказа может осуществляться:
1) путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;
2) без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).
       Во всех случаях размещение заказа осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных указанным  Федеральным законом.
        В соответствии с ч.1 ст.15  Федерального закона «О защите конкуренции» органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
         Постановление  администрации муниципального образования , устанавливающее  порядок  предоставления субсидии непосредственно муниципальному унитарному казенному предприятию на возмещение затрат, связанных с выполнением заказа в сфере благоустройства, озеленения и содержания территории города муниципального образования, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, допускает данное предприятие к выполнению работ без проведения процедуры торгов, что приводит к устранению конкуренции на товарном рынке работ по благоустройству, озеленению и содержанию территории муниципального образования, использованию, охране, защиты, воспроизводства городских лесов, ставит МУКП в преимущественное положение по сравнению с иными хозяйствующими субъектами,  так как субъекты, претендующие на их выполнение, в силу постановления  лишены возможности претендовать на получение муниципального заказа.
        Кроме того, согласно  ст.78 Бюджетного кодекса субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
         Из указанной нормы следует,  что основанием предоставления субсидии является превышение затрат или  недополучение доходов  в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Однако, допуск к выполнению работ и оказанию услуг должен осуществляться с учетом  требований Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
          Соответственно незаконное размещение муниципального заказа влечет незаконность субсидирования возмещения затрат или недополученных доходов, возникших при исполнении заказа.
          На основании изложенного, предоставление субсидии  муниципальному казенному  унитарному предприятию на безвозмездной и безвозвратной основе на выполнение муниципального заказа в сфере благоустройства, озеленения и содержания территории муниципального образования в целях возмещения затрат в сфере благоустройства, озеленения и содержания территории муниципального образования в целях возмещения затрат, предусмотренных сметой доходов и расходов предприятия путем составления сметы предприятием на основании плана финансово-хозяйственной деятельности  является незаконным.
           Указанный протест  администрацией муниципального образования удовлетворен.

Старший помощник Угличского
межрайонного прокурора
советник юстиции
О.В.БОНДАРЕНКО
 
© 2007-2024 Средство массовой информации сетевое издание «Официальный сайт города Углич»
Учредитель: Администрация городского поселения Углич (Устав редакции)
Главный редактор: Ашмарина М.С.
Адрес редакции: 152615, Ярославская область, город Углич, улица Ярославская, дом 4
Электронная почта: info@goroduglich.ru
Телефон: +7 (48532) 2-22-32
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Регистрационный номер ФС 77-75349 от 01.04.2019 г.
Для детей старше 16 лет.
При использовании материалов с данного сайта, ссылка на источник обязательна.
Условия использования общедоступной информации
Яндекс.Метрика