Межрайонной прокуратурой проведена проверка в отношении одного из образовательных учреждения Угличского муниципального района.
Из фактических правоотношений, сложившихся между образовательным учреждением и Благотворительным фондом следует , что в данном случае между сторонами сложились отношения по благотворительному пожертвованию со стороны фонда указанному учреждению в виде безвозмездного выполнения вышеуказанных ремонтных работ в здании образовательного учреждения, находящегося в муниципальной собственности Угличского муниципального района.
Письменно данные правоотношения не оформлялись, сметы на выполнение работ директору МОУ Благотворительным фондом не предоставлялись, что не позволило осуществлять надлежащий контроль за выполнением и качеством ремонтных работ, соответствием данных работ требованиям пожарной безопасности и санитарным нормам и правилам.
Данный факт является нарушением п.2 ст.574 Гражданского кодекса РФ, согласно которому договор дарения движимого имущества должен быть совершен в письменной форме в случаях, когда дарителем является юридическое лицо и стоимость дара превышает три тысячи рублей. В случаях, предусмотренных в пункте 2 данной статьи , договор дарения, совершенный устно, ничтожен.
В указанном случае, благотворительное пожертвование, произведенное Благотворительным фондом превышает три тысячи рублей, соответственно данные отношения должны быть выражены в письменной форме.
Невыполнение требований закона, предъявляемых к форме договора дарения не позволяют учреждению обосновать основания и источник финансирования ремонтных работ, проведенных в здании МОУ в рамках договора подряда между фондом и строительной организацией.
Пунктом 1 ст.582 Гражданского кодекса РФ определен отдельный вид договора дарения – пожертвование, которым признается дарение вещи или права в общеполезных целях, которые могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и образовательным учреждениям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в статье 124 Гражданского Кодекса РФ.
В соответствии с абз.2 п.3 ст.582 Гражданского кодекса РФ ридическое лицо, принимающее пожертвование, для использования которого установлено определенное назначение, должно вести обособленный учет всех операций по использованию пожертвованного имущества
В нарушение указанной нормы Гражданского кодекса РФ отсутствие письменного договора пожертвования и соответствующих смет на выполнение ремонтных работ с указанием стоимости работ не позволяет муниципальному бюджетному образовательному учреждению вести учет операций по использованию пожертвованного имущества.
Одновременно данный факт является нарушением п.1 ст.1 Федерального закона «О бухгалтерском учете», согласно которому бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
В соответствии с п.1 ст.9 Федерального закона «О бухгалтерском учете», все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Согласно п.5 ст.8 данного закона все хозяйственные операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков или изъятий.
С учетом того, что благотворительное пожертвование со стороны Благотворительного фонда является отдельным видом договора дарения - пожертвованием в общеполезных целях, имеющее имущественное и ценовое выражение, данное пожертвование в соответствии с абз.2 п.3 ст.582 Гражданского кодекса РФ и вышеуказанными нормами Федерального закона «О бухгалтерском учете» подлежит бухгалтерскому учету.
В связи с чем, главе Угличского муниципального района в связи с тем, что администрация УМР является учредителем МОУ, внесено представление об устранении нарушений закона.
Представление находится в стадии рассмотрения.
Старший помощник Угличского
межрайонного прокурора
советник юстиции
О.В.БОНДАРЕНКО
|