В начале прошлой недели в здании Администрации УМР состоялось очередное заседание Общественной Палаты УМР. На повестке дня было несколько важных вопросов, среди которых был и вопрос, касающийся возможного реформирования местного самоуправления в городе и районе, и вызвавший активное обсуждение, в результате которого было выдвинуто немало конструктивных предложений. В работе заседания участвовали главы городского и сельских поселений, депутаты МС, Думы УМР, сотрудники городской и районной администраций, представители ТОС, общественность, СМИ. Кроме того, в обсуждении вопросов и проблем принимал участие представитель центра социального партнёрства Ярославской области.
Дал старт работе председатель Общественной Палаты УМР В.А.МИШУСТИН - он отметил хорошую явку, поблагодарил собравшихся за активность и сразу перешёл к обсуждению повестки дня.
Первым была рассмотрена информация «О реализации на территории УМР ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления». Целесообразность разделения полномочий в интересах населения и экономии бюджета». Слово было предоставлено заместителю главы администрации по экономике УМР А.И.ЯСИНСКОМУ.
Прежде всего, для большей чёткости понимания вопроса он обратил внимание на статью главы города С.В.МАКЛАКОВА («Во имя стабильности и благополучия», см. «Угличанин» №28.177, стр.2 - от ред.), которая была всем предоставлена в качестве раздаточного материала. Алексей Игоревич отметил, что эта статья отражает консолидированную позицию органов местного самоуправления как района, так и поселений. Затем он дал небольшую историческую справку о структуре местного самоуправления, существовавшей на территории Угличского района до 1 января 2005 года (до реализации на территории РФ ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления»). Тогда существовала единая администрация Угличского муниципального округа - в него входили главы сельских волостей, которые тогда были не избираемыми, а назначаемыми. Они все входили в состав отдела по работе с сельскохозяйственными территориями. И это была понятная структура, полностью повторявшая структуру сельских советов недавнего прошлого.
В настоящее время структура местного самоуправления представляет собой более сложный аппарат. В состав одной только Администрации УМР входит 124 (!) муниципальных служащих. Здесь есть свои структурные подразделения, отраслевые органы Администрации УМР, которые обладают правами юридического лица - например, Управление образования, УМИ… Представительная власть района сосредоточена в Думе УМР, в составе которой 20 депутатов. В структуре Администрации городского поселения - свои подразделения, насчитывающие 28 муниципальных служащих, а в составе МС - также 20 депутатов. Кроме того, есть сельские поселения, в каждом из которых также свой чиновничий аппарат и депутаты (по 10 в каждом поселении). Всего же на территории УМР на постоянной и непостоянной основе работает 90 депутатов.
Анализируя эту информацию, Алексей Игоревич в качестве определённого итога сказал о необходимости реорганизации системы местного самоуправления, обратив внимание на то, что на данный момент в сложившейся ситуации нет той пешеходной доступности власти, которой хотели добиться создатели ФЗ-131, нет той прозрачности полномочий, которые в идеале должны существовать. Бывали случаи конфликтов городской и районной власти, но даже и партнёрское сосуществование, совместное решение вопросов не дало гарантии успешного функционирования органов местного самоуправления. И ситуация примерно такова: с одной стороны, по городу полномочия выполняет глава города С.В.МАКЛАКОВ, с другой же стороны, спрос идёт с главы УМР Э.М.ШЕРЕМЕТЬЕВОЙ, ведь и отчитывается перед губернатором области, в конечном счёте, именно она. Кроме того, налицо проблема дублирующих полномочий, и потому постепенно пришло понимание того, что сложившаяся двухуровневая модель, существующая в УМР, в этом смысле не очень удачна.
Тему доклада продолжил и развил глава города Углич С.В.МАКЛАКОВ. Прежде всего, он сказал, что прошёл почти все ступеньки руководящих должностей - работал главой сельсовета, главой волости, поселения, заместителем главы Администрации УМР, сейчас занимает пост главы города. Сергей Валерьевич, в свою очередь, также отметил не очень удачный вариант реализация ФЗ-131 в УМР, причём именно в смысле затратности - создано много управлений, штат которых надо содержать, стало больше бумажной волокиты. Увеличились расходы (необходимость содержания дополнительных управлений финансов, бухгалтеров, оргтехники). И это было бы сносно в том случае, если существующая система положительно сказалась на уровне жизни населения. Но ведь этого не произошло. Глава города добавил, что считает предпочтительным вариант возврата к Угличскому муниципальному округу. Разумеется, ФЗ-131 никто не отменял - это действующий закон, поэтому и возможная реорганизация местного самоуправления будет проходить в законном порядке. Сказал несколько слов он и о вышедшей недавно статье - созданной вместе с главой Администрации УМР Э.М.ШЕРЕМЕТЬЕВОЙ - ведь предполагаемые изменения - это общее дело, в котором хочется видеть участие и мнение угличан, их реакцию. И тогда движение вперёд будет более эффективным.
Выступали по этому вопросу и главы сельских поселений - они высказывали разные мнения, сошедшиеся в конце концов на том, что предполагаемая реформа действительно нужна. Правда, в ходе обсуждения было высказано и сомнение в экономической затратности существующей системы местного самоуправления. Здесь свой комментарий вновь дал глава города С.В.МАКЛАКОВ, сообщивший о проведённом им финансовом анализе прошлой и теперешней систем, и это было веским аргументом в пользу проведения реформы. Кстати, обсуждая возможную реформу, главы поселений отметили ещё и тот факт, что сложнее стало не только населению, но и работникам управлений, которые часто просто теряются в полномочиях. И эту ситуацию надо как-то менять.
Выступивший затем член Общественной Палаты УМР В.А.ЧЕПЕЛЕВ сказал, что рад тому, как главы сельских поселений восприняли информацию о возможной трансформации системы местного самоуправления - не встретилось неприятия, а было одобрение и конструктивное обсуждение, без которого не построить деловой диалог. Кроме того, Виталий Алексеевич также рассказал немного из истории работы Администрации муниципального округа, отметив, что при той системе финансирование было минимальным, а сейчас, в кризисные времена, это было бы актуально вдвойне.
Далее взяла слово начальник правового управления Администрации УМР Т.Н.МОРОЗОВА. В своей речи она не только одобрила идею создания единого муниципального округа, но и дала конкретный юридический комментарий.
Активно выступила на заседании и общественность. Так, председатель комитета ТОС «Солнечный» А.М.КРЫЛОВА лишний раз подчеркнула актуальность обсуждаемой темы, ведь кто как не ТОСы ощутили на себе сложности двухуровневой системы власти. Анна Михайловна поблагодарила собравшихся за полезную инициативу и выразила уверенность, что люди поддержат идею реформирования местного самоуправления.
Таким образом, после того, как обсуждение и прения по данному вопросу закончились, члены Общественной Палаты проголосовали за то, чтобы принять информацию по первому вопросу к сведению, а затем за проект решения Общественной палаты УМР, в котором значились пункты:
1. Признать необходимым изменение структуры муниципального управления в границах Угличского муниципального района.
2. Создать рабочую группу по подготовке необходимых предложений и обращений по изменению структуры муниципального управления.
Глава города С.В.МАКЛАКОВ, обращаясь к вопросу создания рабочей группы, подчеркнул, что важно подобрать компетентную и демократичную рабочую группу, потому что решаемый вопрос очень важен и непрост.
Вторым пунктом повестки дня была «Информация Администрации Угличского муниципального района «О структуре, состоянии и использовании земельных, водных и лесных ресурсов на территории УМР».
По этому вопросу первым докладчиком была начальник управления по развитию агропромышленного комплекса Н.Н.КУДРЯШОВА. Она привела данные о земельных ресурсах сельхозпредприятий, их площади, состоянии, о неиспользованных площадях, рассказала о сложных погодных условиях и дала информацию о водных ресурсах, состоянии воды в Волге - главном водном объекте района. Здесь Надежда Николаевна акцентировала внимание на загрязнении реки, повышении цветности воды и факторах, влияющих на это.
Следующим докладчиком был директор Угличского лесничества С.А.ИВАНОВ. Он рассказал о пожарной обстановке в районе и обратил внимание, что наступившее в последние дни задымление вызвано пожарами в Московской, Костромской, Ивановской областях, а ситуация в Угличском районе пока стабильна - был только один случай пожара - около Улеймы. Обозначил Сергей Алексеевич и актуальный вопрос о вырубках лесов. Леса - федеральная собственность, муниципалитет не имеет с них прибыли. В связи с этим основные проблемы - разбитые лесовозами дороги и неухоженная после вырубки территория. Этот факт вызвал в зале бурное обсуждение. Раз муниципалитет несёт от этого убытки, то почему бы не обратиться на федеральном уровне от Общественной Палаты с просьбой усилить контроль за благоустройством тех территорий, которые вырубаются и не рассмотреть вопрос о возможной прибыли муниципалитету? Ведь Общественная Палата вправе обратиться с такой просьбой.
В результате, было решено принять эту информацию к сведению и создать рабочую группу по данному вопросу, а руководителем группы назначить Н.В.ЕРЕМЕЕВА, который и выступил первый с этой инициативой. После того, как голосование по второму вопросу закончилось, на заседании рассмотрели пункт повестки дня «Разное».
В этой части заседания Общественной Палаты прозвучал ряд вопросов, касающихся общественной безопасности угличан, в том числе о частных ночных фейерверках, которые устраиваются по ночам, о нежелательных ночных отключениях освещения, негативно влияющих на безопасность… Эти и другие вопросы будут взяты на контроль и проработаны пути решения.
Александр ГЛАДЫШЕВ