На территории района находится 7 муниципальных образований, в том числе 1 муниципальный район, 1 городское поселение и 5 сельских поселений. В каждом муниципальном образовании имеется Устав муниципального образования, который является в соответствии с законом актом высшей юридической силы на территории муниципального образования. Все остальные акты муниципального образования не могут противоречить уставу. Именно уставом регулируются все основные вопросы «жизнедеятельности» поселения.
В 2009 году всеми муниципальными образованиями Уставы приведены в соответствие с действующим законодательством. Но в ноябре-декабре 2009 года вновь внесены изменения в Федеральный закон от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (изменения касаются полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, бюджета, порядка формирования органов муниципального района и другие), в связи с чем вновь необходимо приводить в соответствие с законодательством и Уставы.
Кроме того, Управлением Министерства юстиции по Ярославской области проведена антикоррупционная экспертиза уставов, о чем всем Главам направлены соответствующие заключения. Выявленные нарушения касаются привлечения должностных лиц к дисциплинарной ответственности, исполнения обязанностей Глав муниципальных образований во время их отсутствия, порядка формирования бюджета. Некоторыми поселениями уже подготовлены соответствующие изменения в Уставы (Ильинское, Головинское).
Законом регламентирована процедура внесения изменений в Уставы муниципальных образований.
В соответствии с ч.4 ст.44 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения подлежит официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного представительным органом муниципального образования порядка учета предложений по проекту указанного устава, проекту указанного муниципального правового акта, а также порядка участия граждан в его обсуждении. В соответствии с изменениями в закон от 27.12.2009г. не требуется официальное опубликование (обнародование) порядка учета предложений, а также порядка участия граждан в его обсуждении в случае, если указанные изменения и дополнения вносятся в целях приведения устава муниципального образования в соответствие с Конституцией РФ и федеральными законами.
Далее проект акта о внесении изменений и дополнений в Устав должен быть вынесен на публичные слушания (ст.28 Закона). При этом закон предусматривает исключение из общего правила - проект может не выноситься на публичные слушания, когда изменения в устав вносятся исключительно в целях приведения закрепляемых в уставе вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами. Во всех остальных случаях проекты должны обсуждаться на публичных слушаниях.
Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования принимаются большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования.
Правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежит государственной регистрации в органах юстиции в порядке, установленном федеральным законом от 21.07.2005г. №97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований».
В соответствии со ст.3 указанного закона правовой акт о внесении изменений в устав должен направляться Главой в органы юстиции в 15-дневный срок со дня его принятия.
В 30-дневный срок регистрирующим органом должно быть принято соответствующее решение о регистрации изменений, либо об отказе в регистрации.
Основаниями для отказа в государственной регистрации устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования могут быть:
1) противоречие устава Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принимаемым в соответствии с ними конституциям (уставам) и законам субъектов Российской Федерации;
2) нарушение установленного настоящим Федеральным законом порядка принятия устава, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав.
Муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежит официальному опубликованию (обнародованию) после его государственной регистрации и вступает в силу после официального опубликования (обнародования).
Изменения и дополнения, внесенные в устав муниципального образования и изменяющие структуру органов местного самоуправления, полномочия органов местного самоуправления (за исключением полномочий, срока полномочий и порядка избрания выборных должностных лиц местного самоуправления), вступают в силу после истечения срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего муниципальный правовой акт о внесении в устав указанных изменений и дополнений.
В соответствии со ст.5 Закона о регистрации уставов муниципальных образований Глава муниципального образования в течение 10 дней со дня официального опубликования (обнародования) муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования обязан направить в регистрирующий орган сведения об источнике и о дате официального опубликования (обнародования) указанного акта для включения указанных сведений в государственный реестр уставов муниципальных образований субъекта Российской Федерации.
Е.А.ДОРОШЕНКО,
Помощник Угличского
межрайонного прокурора
|