Понимая – желайте понять
17:12:2008 г.

О критике говорят и будут говорить ещё достаточно долго и много. Хочу и я высказать свою точку зрения на проблемы, связанные с критикой и её восприятием.

В этом вопросе, как, впрочем, и во многих других, прежде всего, речь идёт о необходимости вести конструктивный диалог. Причём необходимость эту должны осознавать все стороны, задействованные в диалоге. Не принципиально, какого характера возникает диалог, поскольку какой стороны жизни ни коснись – для заинтересованного созидания взаимопонимание везде равно необходимо. Конечно, чтобы чего-то добиваться, надо иметь чётко поставленную цель. Впрочем, только лишь цели недостаточно, и нужны пути, подходы к её осуществлению. В данном случае формула «Цель оправдывает средства» не является абсолютной, поскольку цивилизованный подход предполагает какие-либо достижения без ущерба обществу, человеку, личности. Во всяком случае, если таковой и предполагается, то задача того, кто решает проблему, свести потери к минимуму, а перед этим, соответственно, чётко взвесить, достойна ли поставленная цель каких-либо потерь вообще.
Надо сказать, что «тем, кто решает проблему» может быть человек, посвятивший себя любому виду деятельности: это может быть художник, рабочий, политик. Итак, цель есть, пути решения продуманы и приблизительно намечены. Становится вполне понятно, что один человек вряд ли решит масштабную проблему, ведь даже у великих были помощники, и ещё какие! Стало быть, надо взвесить, с кем можно и нужно содействовать, чтобы достичь максимального результата. Вполне понятно, что сотрудничать надо с тем, кто имеет такую же цель. Здесь, говоря о цели, мы невольно разумеем благородную цель.
Выяснив наличие человека или группы людей, следующих той же цели, возникает (но часто, к сожалению, и не возникает!) вопрос о возможном сотрудничестве. Вот тут и проявляется истинность и искренность намерений. Если диалог состоялся хотя бы на начальных стадиях – больше возможностей, что он будет продолжаться и дальше, а впоследствии и приведёт к долгожданному результату. Однако не каждая начальная стадия сотрудничества продолжается далее. Часто бывает так, что именно на первых этапах обозначаются точки преткновения в общении сторон, и они легко могут стать оппонентами. Причина в этом чаще всего самая простая – главенствование амбиций и личных интересов. Когда личное начинает всецело довлеть над целью (а она не может служить только лишь индивидууму), назревает конфликт. Сначала он носит межличностный характер, а потом, если человек дозреет до осознания неполноты своего мировоззрения, и внутренний. В том же случае, если обе стороны готовы в чём-то уступить, позволить и даже предложить пересмотреть свою точку зрения, шансы на успех возрастают кратно.
Но перед этим есть ещё одно существенное «но». Поскольку среди сторон (их может быть любое количество, две мы брали условно) практически не может быть абсолютного равенства в степени владения вопросом, в компетенции и прочем, то автоматически встанет необходимость признавать более высокий уровень владения ситуацией коллеги, не принимая это «в пику». Тем самым более слабая (это вовсе не значит глупая, недалёкая или что-нибудь в подобном роде) сторона пополняет багаж собственных знаний, умений, вообще мировоззрения. И на каждом этапе совершенствования с помощью единомышленников и самосовершенствования каждый не только открывает для себя новое, более глубокое осмысление сути проблемы, но и постепенно сам начинает выступать как сторона дающая, обогащающая. При осознанном таком взаимодействии, да ещё и при условии вовлечения в круг решения вопросов в таком режиме других людей, опять-таки могущих осознанно принимать те критерии, которые предлагает так называемое общество ищущих, результативность будет ещё более высока. Соответственно, в таком режиме поиска результаты будут высоки, и абсолютно не будет места амбициям, личным притязаниям, нездоровой конкуренции и раздуванию несуществующих интриг.
Довольно длинно для вступления. Но, в общем, это не вступление, а основная часть, где практически и раскрывается взгляд на проблему современной критики. Учитывая все те соображения и критерии, которые были изложены, становится ясным, что при тесном взаимодействии людей, стремящихся к познанию, развитию и результату – адекватное, разумное восприятие критики является непременным условием жизнедеятельности в том коллективе, который объединён общей целью и убеждениями. Только признавая, осознавая и с желанием исправляя недочёты своего труда, преодолевая возможно возникающие при этом эмоции самолюбия, можно добиться результатов, стать сильным и помочь в этом другим.
Шаг в сторону такого пути решения проблем сделать не сложно – это заложено в людях. Другое дело, что суетливое и во многом недалёкое многообразие современности диктует другие – более лёгкие для восприятия, но, по сути, тупиковые правила, признав и приняв которые человек потом может уже и не встать на путь истины. А разве очень сложно, взвесив весь тот багаж, которым владеешь, сказать себе: «Да, я несовершенен, но хочу и могу достичь гораздо большего». Это и было бы тем самым первым, но решающим шагом.

Александр ГЛАДЫШЕВ