Углич в развитии
03:12:2008 г.

Муниципальная экономика. Реализация городских программ. Будущее города.

   Исторически город Углич с момента основания Угличе-поле в Х веке был и является комфортным для развития торговых связей и привлечения инвестиций в производство и строительство. Углич – центр России, имеющий достаточно привлекательные логистические схемы: в пределах кольца в 250 км стоят Москва, Тверь, Владимир, Иваново, Кострома, Вологда, Череповец, Ярославль, немногим далее – Смоленск, Новгород, Тамбов, Рязань, Нижний Новгород. И со всеми из вышеперечисленных городов мы имеем водное, железнодорожное и автомобильное сообщения.
   Конечно, для инвестора все эти составляющие являются определяющими, как в советское время, когда государство выступало в качестве инвестора и размещало в Угличе часовую и сыродельную промышленность, крупнейший в Европе льнозавод, так и сейчас, когда лидер мировой кабельной индустрии французский завод Нексанс принимает решение об организации своего производства в России именно в нашем городе. Все эти процессы происходят благодаря взвешенной политике самих предприятий, а не в связи с какой-либо программной последовательной деятельностью муниципальной власти, которая, к сожалению, пока не имеет четкого видения, как и в каких объемах привлекать инвестиции в различные сферы экономики.
   Для нас в этом плане показателен пример Рыбинского муниципального района, где в 2006 году была проведена презентация инвестиционных площадок под строительство жилья, развитие рекреации, промышленного и сельскохозяйственного сектора с открытым размещением информации в Интернете. Исходя из полученного опыта, подобную работу мы провели и у себя, придя к выводу, что Углич и Угличский район имеют серьезные перспективы, особенно в вопросах строительства жилья и освоения рекреационных зон. Мы определили более пятидесяти площадок, которые могут быть интересны инвесторам. Вместе с тем, эта работа должна быть тесно связана с разработкой Генплана города и Правил землепользования и застройки, с построением в конечном итоге векторной модели развития городской инфраструктуры от систем коммуникаций и транспорта до строительства Дворца спорта с искусственным льдом, детских садов и жилья. Все это возможно только при тесном взаимодействии всех уровней власти.
   Администрация г.Углича была сформирована по итогам выборов в октябре 2005 г. и насчитывала на 01.02.2006 г. 11 человек, в т.ч. четверо представляли Управление финансов, что позволило подготовить взвешенный бюджет на 2007 г. и обеспечить его исполнение через первое в области казначейство на уровне поселений, и это, как показала практика, значительно улучшает оперативность принятия решений и ускоряет их исполнение.
   Если говорить о муниципальной экономике, то она должна развиваться на основе трех составляющих: собственная доходная база и жесткое налоговое администрирование; инвестиции на основе целенаправленной работы с внутренними и внешними инвесторами; контроль расходных обязательств и очень взвешенная кадровая политика.
   Подобные подходы применимы и в промышленном секторе. Поэтому я отождествляю муниципалитет с предприятием, прибылью которого должны стать не только налоги и инвестиции, но и их удачное вложение в различные муниципальные программы, реализация которых в конечном итоге приведет к значительному улучшению качества жизни населения.
   Для того, чтобы составить эти программы необходимо проанализировать все существующие проблемы и определить приоритеты. Газификация, водопровод и канализация, электроснабжение и транспортное обслуживание, состояние дорог и благоустройство территории, вывоз мусора и озеленение, строительство и ремонт жилья, молодежная политика и спорт, медицина и образование – вот все те направления, которые должны иметь очертание программных действий. При составлении бюджета каждая из этих программ должна получать денежное наполнение, пусть на 10-20%, но с конкретным продвижением к намеченной цели. Тогда, при четком осознании, что средств на все не хватает, явно пропадает желание тратить деньги на прокорм раздутых штатов и проводить ни чем не оправданные капитальные вложения в ремонт административных зданий.
   На сегодняшний день в городе разработано и реализуется шесть основных программ, исходя из переданных полномочий.

Транспортное обслуживание населения и безопасность движения.

   В рамках этой программы мы первые в области с 2008 года перестали субсидировать перевозчиков с еженедельным контролем качества их работы и экономией для бюджета 8 миллионов рублей (сегодня в этом секторе задействовано 36 единиц транспорта), взяли на содержание все светофорные объекты с заменой устаревших контроллеров на новые электронные платы с надежностью в обслуживании и экономией электроэнергии (экономия для бюджета 1 миллион рублей), оборудовали шесть искусственных неровностей («лежачих полицейских») в районах, где расположены медицинские и образовательные учреждения. Тем не менее, проблем ещё достаточно.
   На основные маршруты в ближайшем будущем мы планируем направить дополнительные льготные автобусы большей пассажировместимости.

Строительство и реконструкция дорог и тротуаров.

   Серьезно этой проблемой мы стали заниматься только в 2008 году. Если в 2007 году мы сделали всего 6000 кв.м дорог, преимущественно в щебне, начав осваивать подпрограмму «Дороги частного сектора», то за 9 месяцев 2008 года мы провели ремонт 61000 кв.м дорог, из них более 40000 кв.м – асфальтирование. За 2 текущих месяца отремонтировано еще 13000 кв.м, с учетом благоустройства стадиона. Всего затрачено 32,5 млн. рублей, что стало возможным благодаря дополнительным доходам в мае месяце. Практически полностью, с использованием немецкой техники с толщиной дорожной одежды от 5 до 9 см ,заасфальтирована ул.Ростовская, положены карты от 200 до 1200 м на Рыбинском шоссе, на улицах Северная, Опарина, Бахарева, Старостина, Кирова, Красноармейском бульваре, на Заводском и Институтском проезде, в м-не Солнечном, мосту через ГЭС, шлюзе. Но при всем этом – данный объем соответствует всего 25% от потребности. Такие улицы, как Ярославская, Ленина, Интернациональная, Пролетарская, Кирова, Ярославское и Рыбинское шоссе – основные магистрали города – требуют серьезных, совместных с Администрацией района вложений.

Реконструкция, ремонт и строительство сетей уличного освещения.

   Конечная цель данной Программы – полностью ликвидировать неосвещенные улицы и придомовые территории преимущественно за счет применения светильников с натриевыми лампами. Сегодня на основных магистралях, где движется транспорт, эта задача выполнена почти на 100%.
   За два года установлено 69 опор, отремонтировано и установлено заново 884 светильника, заменено 2852 лампы, проложено 9419 м. кабеля.
   Ежемесячно из городского бюджета оплачивается вся потребляемая электроэнергия по уличному освещению на сумму 5,5 млн. рублей в год. Проблемы пока остаются в левобережной части города и в частном секторе правобережья, но не менее десяти улиц в год по данной Программе должно реконструироваться.

Благоустройство,озеленение, вывоз мусора.

   Администрация города отказались от реализации этого полномочия через МУП, тем самым значительно улучшив качество его исполнения и сэкономив для бюджета почти 2 млн. рублей. В 2007 году мы создали конкуренцию на этом рынке, в 2008 году частные предприятия полностью заняли эту нишу. За два года было оборудовано 19 дополнительных контейнерных и бункерных площадок.
   На сегодняшний день в городе расположено 30 площадок по 6 контейнеров, 5 площадок по 12 контейнеров, 11 стационарных бункерных площадок, 15 передвижных, что позволило везде, кроме центральной части города, которую обслуживают каждый день с 17 часов три машины, отказаться от бестарного вывоза мусора и ТБО (твердых бытовых отходов).
   В данных коммерческих структурах работает более двухсот человек, что позволяет обеспечить ручную уборку на всех улицах и в микрорайонах, вовремя производить ремонт малых архитектурных форм, опиловку деревьев, установку детских и спортивных площадок. К сожалению, пока недостаточно освоено направление – озеленение.

Развитие физической культуры и спорта.

   Цель данной программы – вовлечение в массовые занятия физической культурой и спортом как можно большего количества угличан, в первую очередь детей. Первые вложения были нами осуществлены в 2007 году, когда мы взяли на себя перепривязку проекта ФОКа с пл.Пушкина на стадион «Чайка» и стали основными организаторами строительства мини-футбольного стадиона с трибуной на 300 человек, с искусственным газоном и освещением за счет привлеченных средств предпринимателей.
   В 2008 году были проведены работы по реконструкции трибун с установкой пластиковых сидений на 2500 человек, помещений под трибунами с заменой всех коммуникаций. Сделаны беговые дорожки с тартановым покрытием, установлено новое электронное табло, оборудована спортивная база, позволяющая одновременно принять 24 спортсмена. Усовершенствовано освещение, проведено благоустройство за счет средств местного бюджета. Общая сумма вложений составила 17695 тыс. руб., что, тем не менее, значительно ниже сметной стоимости этих работ согласно заключению экспертизы. Это стало возможным благодаря проведению части мероприятий хозяйственным способом на плоскостных сооружениях и привлечению спонсоров.
   Открытие стадиона было бы невозможным, если бы не были привлечены федеральные средства в сумме 10 млн. рублей на приобретение и укладку искусственного газона последнего поколения.
   Дальнейшая цель программы — развитие сети спортивных сооружений (ледовый дворец, бассейн, теннисные корты, волейбольные и баскетбольные площадки) вокруг спортивного ядра стадиона. Тогда это будет настоящий центр физической подготовки и массового спорта. Также немаловажно совместно с руководством ФК «Шинник» реализовать схему подготовки футболистов по программе «Через первенство России среди КФК к команде мастеров высшего дивизиона за счёт воспитанников школ футбола Ярославской области» с использованием инфраструктуры г.Углич.

Разработка генерального плана и правил землепользования и застройки.

  Данная программа была разработана еще в 2006 году. Конкурс выиграла Санкт-Петербургская фирма «ЭНКО», которая в течение года выполнила огромный объем работы. Генплан два раза прошел согласования в областном Градостроительном Совете и для урегулирования разногласий с районом в сентябре 2008 года была создана согласительная комиссия. Общая задача – снять претензии всех заинтересованных сторон к декабрю и выйти на утверждение Генплана и Правил землепользования и застройки к концу 2008 года. Следующий этап – проведение аэрофотосъемки – будет осуществлен в марте-апреле 2009 г.. Вся полученная информация будет обработана не позднее конца первого полугодия, сделаны карты по каждому кварталу, конечная цель – трехмерная электронная карта доступная коммунальным службам, строителям и инвесторам с четким обозначением инвестиционных площадок и их целевого назначения.
   В 2007 году совместно с Угличским отделением Яроблгаза была разработана программа газификации города с учетом левобережной части на 75 миллионов рублей, но так как общая концепция области за выполнение данного полномочия районным уровнем власти, этим направлением занимается администрация района. Равно как и ремонтом, прокладкой новых сетей водоснабжения и водоотведения, электро- и теплоснабжения для населения и предприятий города. Все эти направления также должны приобрести программное обеспечение, так как износ сетей более 60%, и все работы проводятся в основном по причине выхода сетей из строя, а не в плановом порядке. Это приводит к тому, что зачастую асфальтирование дорог не согласуется с авральной работой коммунальных служб района.
   За 2008 год было выдано более 100 ордеров на проведение земельных работ, после чего восстановлено только 15% дорожного покрытия. Поэтому мы должны разрабатывать совместные программы реконструкции всех сетей одновременно, планово приводя в порядок улицу за улицей.
Необходимо серьезно задуматься над программами энергосбережения. Оптимизация теплоснабжения чрезвычайно необходима. При проектировании нового строительства нужно закладывать только двухтрубную систему (газ, холодная вода), переводить старый жилфонд на блочные или, где это возможно, чердачные котельные; отходить от длинных сетей и перегретой воды, что позволит использовать при прокладке теплотрасс современные, более долговечные материалы. Серьезных затрат требует центральный водовод и канализационный коллектор, сети электроснабжения и силовые подстанции, водоочистные сооружения.
   В связи с вводом в эксплуатацию участка дороги на Рыбинск, требуется скорректировать транспортную схему города и района: малую объездную дорогу с ул.Северной через микрорайон Мирный на ул.Ярославскую просто необходимо предусматривать в затратах следующего года; разгрузить ул. Пролетарскую, направив часть транспорта по ул.Высоковольтной. Но самое главное – это 14 км объездной дороги по землям района.
В заключение вернемся к трём составляющим развития муниципальной экономики. Налоговая база города будет увеличиваться, безусловно, за счёт более качественного администрирования налогов, для чего необходимо разрешить доступ ко всей базе данных налоговой инспекции по местным налогам и сборам. Анализ налогоплательщиков значительно легче делать, имея данные персонифицированного учёта.
Если говорить о взвешенной инвестиционной политике, то самое главное в ней – обеспечить регистрацию инвестора на местном уровне и постоянную работу над инвестиционной привлекательностью территории.
Но, конечно, краеугольный камень в том, как мы относимся к расходным обязательствам – рачительно или безответственно подходим к расходам местных бюджетов.
   В условиях экономической и финансовой нестабильности немаловажную роль приобретает оптимизация расходов, в первую очередь на управление. Я считаю, что Углич, в последние годы являющийся «пилотным» по многим направлениям, может через волеизъявление граждан на референдуме в марте 2009 года заявить о готовности перейти на одноуровневую систему МСУ с присоединением к образованному городскому округу всех сельских поселений. Тогда задача сокращения расходов, по самым скромным подсчётам примерно на 30%, будет выполнена, что согласуется с сегодняшней позицией Правительства Ярославской области. Также желательно главам городских поселений Тутаев, Углич, Ростов, наряду с городом Переславль, принимать постоянное участие в совещаниях с главами муниципальных районов и городских округов для возможности в режиме «он-лайн» доносить до руководства области свою позицию по основным направлениям социально-экономического развития территорий.

В.В.Орфаницкий
Глава города Углич