Объект социального значения
12:11:2008 г.

Даже сегодня, в XXI веке, когда бурными темпами развиваются всевозможные технологии, в том числе касающиеся быта людей, общественные бани по-прежнему значимы. И, наверное, одна из причин тому – немалое число домов частного сектора, в которых нет должной степени благоустройства. А еще у нас много любителей настоящей парной, которой нет в благоустроенных квартирах. Потому-то существование и развитие общественных бань по-прежнему актуально. Что же касается нашего города, то в своё время они были переданы в муниципальную собственность городского поселения Углич с большими долгами, помещения требовали капитального ремонта и даже реконструкции. Тем не менее, городским баням необходимо было функционировать и по возможности улучшать качество обслуживания. И вот сегодня о прошлом, настоящем и будущем этого объекта социального значения рассказывает директор МУ «Городские бани» г.Углич В.Н.Чернышов.

- Владимир Николаевич, а что сегодня происходит в части долгов предприятия?
- По МУ «Городские бани» долги, с которыми было создано предприятие, составляли около миллиона рублей, и за прошедшее время этот долг не увеличился – и это главное! В настоящий момент учредитель – городская администрация – организовал МУП «ПКБО» (предприятие коммунально-бытового обслуживания), тем самым приведя всё в соответствие. Изначально учреждение было обозначено как МУ «Городские бани». А учреждение не может оказывать бытовые услуги – для этого должен быть статус предприятия. Но возвратимся к вашему вопросу. В настоящее время по МУП «ПКБО» долгов нет, нам своевременно поступает субсидия, закрывающая разницу между сложившейся себестоимостью и тарифом, утверждённым на помыв. Ведь баня – социально значимый объект, причем у большей части наших клиентов невысокий уровень доходов, поэтому поднимать цены на наши услуги надо разумно.
- А те небольшие доходы, которые имеются, например, от химчистки, прачечной, они как-то поддерживают предприятие?
- Здесь ситуация складывается так, что, несмотря на свою рентабельность, прачечная, к примеру, пока не может поддерживать предприятие в целом, хоть и стремится к этому: нарабатывает клиентуру, предусматривает гибкую систему тарифов. Нашими услугами пользуются Мышкин, Калязин, Кашин – города, в которых прачечные закрылись. В некоторых прачечных гостиниц, детских учреждений были установлены бытовые машины-автоматы, которые не справляются с объёмом работ, и потому выходят из строя. Мы же используем промышленный вариант обработки белья. Кроме того, сейчас на освободившихся площадях, наконец, ввели в эксплуатацию новое оборудование, которое было закуплено ещё в 2003 году.
- А почему его не использовали ранее?
- Дело в том, что нужны были дополнительные средства. Сейчас они вложены, и оборудование заработало. Вообще, мы стараемся оптимально использовать любой ресурс – будь то площади или техника. Например, за счет переноса прачечной мы высвободили 50 кв.м, и на этих площадях частный предприниматель, заключив договор аренды, сейчас оборудует парикмахерскую, которая при бане просто необходима. У нас вновь открыта торговая точка, в которой можно купить прохладительные напитки, а также товары, необходимые в бане.
- Владимир Николаевич, как было воспринято угличанами повышение цен на услуги бани?
- Я начну с небольшой предыстории. Четыре года назад помыв стоил 8 рублей при себестоимости помыва 53 (!) рубля, а на учреждении был миллионный долг. Тогда, в 2005 году, в Ярославской области средняя стоимость билета в баню составляла 20 рублей. Получалось, что цены изначально были занижены! В то же время задерживалось субсидирование на содержание бань. Когда цена была поднята до 15 рублей, возмущение населения было, конечно, и я тогда выслушал в свой адрес очень много нелестного. И это происходит каждый раз при повышении цен…
- …но надо учитывать то, что цель повышения – не нажива?..
- Да, разумеется. Нужно ведь содержать оборудование бань в технически исправном состоянии. Кроме того, были серьёзные проблемы, требующие безотлагательного решения и вложения значительных денежных средств. И городская администрация меня услышала – создала инвестиционный пакет в 2 млн 300 тыс. рублей, благодаря чему эти так называемые болевые точки погасили: отремонтировали центральный вход, ввели в эксплуатацию новое оборудование прачечной, установили в котельной два современных водонагревателя. Причем при закупке нового оборудования мы сэкономили порядка ста тысяч рублей бюджетных денег.
- Владимир Николаевич, а как обстоят дела с баней в левобережной части города?
- За счёт инвестиционного пакета сделан капитальный ремонт кровли, наружного водопровода и парильных печей, выполнен косметический ремонт одного помывочного отделения и помещений парилок. Сейчас решаются вопросы с парикмахерской, с очистными сооружениями, канализацией. Можно сказать, что движение в положительную сторону налицо. Вообще, со сменой собственника та инвестиционная составляющая, которая была заложена, дала хороший толчок для развития.
- Каковы Ваши ближайшие планы?
- Одна из основных задач – снижение затрат на содержание бань. Например, сегодня средняя себестоимость помыва в городских банях составляет порядка 80 рублей при стоимости в 45 рублей, утвержденной тарифом. Есть и конкретные решения накопившихся проблем. Так, баня №1 рассчитана на 200 мест, но такой её объем не востребован. Поэтому один из планов – высвободить лишние площади на первом этаже – для оказания горожанам дополнительных услуг, а помывочное отделение, душевые и ванные разместить на втором этаже. Таким образом, может происходить компенсация  издержек, которых у нас немало. А при полной реконструкции бань правобережный комплекс сможет выйти на самоокупаемость. Сейчас, чтобы как-то компенсировать расходы, у нас работает сауна. Правда, там пока нет бассейна, но в перспективе он будет. Планируется открыть еще одну сауну на 6-8 человек, с бассейном, комнатой релаксации, раздевалкой и душевой.
Основной же нашей задачей, повторюсь, является снижение затрат на содержание бань, потому что в первую очередь бани нужно сохранить как объекты социального значения, а также сохранить и приумножить комплекс основных коммунально-бытовых услуг для населения города и района: прачечная, химчистка, ремонт и пошив одежды, парикмахерская. Горожане нуждаются в этих услугах, и мы должны их предоставить на качественном уровне.
Александр ГЛАДЫШЕВ