О выборе будущей профессии
08:10:2008 г.

Поднимая тему образования, нельзя не отметить безусловную важность выбора профессии и места обучения для всей будущей жизни каждого человека. К сожалению, часто случается, что молодые люди легкомысленно относятся к этому вопросу, не думая о том, какие перспективы для них открывает по-настоящему правильный выбор.

Наша система образования предполагает практически полную свободу выбора профессии. Выпускаясь из школы и имея на руках аттестат об общем образовании, абитуриент может выбрать для себя любой вид деятельности, хватило бы способностей сдать вступительные экзамены. Однако трудно поручиться, что юноша или девушка смогут серьезно и продуманно подойти к распоряжению предоставленной ему свободой.
Так, имеет место вариант, когда абитуриент выбирает место учебы, руководствуясь в первую очередь не призванием и даже не мечтами о будущей профессии, а совершенно другими причинами. Например, тем, что в это учебное заведение легко поступить, или потому, что туда же поступают его друзья, или просто из-за того, что оно находится недалеко от дома. Благодаря такому отношению к этому, пожалуй, самому важному шагу в жизни, вряд ли можно, во-первых, хорошо учиться, если изучаемые предметы не интересуют, а во-вторых, действительно потом работать по этой профессии. А если и работать, то трудно поручиться, что в дальнейшем из него выйдет хороший специалист.
Наличие почти абсолютной свободы выбора является в какой-то степени недочетом. Отсутствует четкая система специализации, которая предполагает индивидуальный подход к каждому ученику, с учетом его способностей в той или иной сфере деятельности. А подобная система могла бы дать возможность развивать способности и таланты в одной или нескольких определенных областях знаний более глубоко, чем позволяют это рамки общего образования. А это, в свою очередь, яснее обозначило бы направление профессионального развития - цель образования.
Сейчас в школах вводятся профильные классы, элективные курсы, дающие возможность учащимся более точно осознать свои возможности и выбрать дальнейший путь. Однако это еще только начало нужных реформ, и ответственность за собственное будущее по-прежнему практически полностью находится на абитуриенте, который не всегда способен зрело оценить ситуацию.
Стоит хорошенько задуматься над выбором своего будущего. Важно понимать, будет ли действительно возможным достигнуть успеха в выбранной профессии, учитывая собственные способности и то, где и как полно их можно применить, чтобы профессия эта была востребованной в современных условиях жизни.
Возможности каждого велики и дороги открыты, были бы упорство и желание. Нужно только по-настоящему серьезно отнестись к выбору своего жизненного пути.

Наталья СЕРОВА