Здоровье не купишь… но и время не вернёшь
03:10:2008 г.

Известно, что каждый из работающих людей должен периодически проходить в больнице (поликлинике) профилактический осмотр. Процедура эта стандартная, но, к сожалению, воспринимается многими из нас со скрытым, а порой и явным недовольством. Что же является причиной такого неприязненного отношения к этой процедуре? Давайте попробуем разобраться и найти ответ на этот вопрос.

Многие из нас помнят обстановку, которая, как правило, царит в здании больницы в день проведения профосмотра: шум, суета, неразбериха. Тем, кто окунулся в подобную атмосферу не впервой, это навевает тоску и осознание того, что день просто необходимо как-то пережить – жизнь этому постепенно учит. Та же часть посетителей, которая впервые переступила порог больницы с целью обследования, постепенно приходит в ужас от тех проволочек и очередей, которые им предстоит вытерпеть. Теперь обо всём по порядку.

Начинаем с хорошего
Есть и хорошие черты в непростом деле медицинского обследования. Можно начать с того, что за сотрудниками каждого предприятия, участвующего в профилактическом осмотре, закреплена медсестра, которая на начальных этапах координирует действия так называемых временных пациентов – они препровождаются в кабинет, где получают дополнительные сведения о дальнейших возможных своих маршрутах. Собственно на этом и заканчиваются положительные черты этой своеобразной кампании, и проявляются уже другие...

«Бег» с препятствиями
По окончании небольшого инструктажа посетители получают маленький листок бумаги, выполняющий функцию маршрутного листа. На нём указаны врачи, которых необходимо посетить, чтобы пройти профилактический осмотр. Последовательность в данном случае неважна. Основную роль играет либо стечение обстоятельств, либо степень тонкости расчёта пациента, который смог, либо не смог «вычислить», в каком кабинете очередь будет продвигаться быстрее, и соответственно выбрать нужную последовательность их посещения. В основном, люди вынуждены бегать от одной очереди к второй-третьей, занимая в них места, чтобы подгадать, в какой же из них поток пациентов проходит быстрее.
Ближе к середине этого своеобразного «спортивного» забега с длительными и утомительными передышками, всё происходящее начинает напоминать некое подобие детской игры, правила которой никак не могут освоить взрослые.

«Вы профосмотр проходите, а нам лечиться надо!»

Дополнительной неприятностью в этой и без того длительной процедуре профилактического осмотра часто является то, что поток осматриваемых идёт параллельно с горожанами, которым просто не повезло, поскольку они записались в этот злополучный день к врачу на приём. Как и принято, в подобных очередях срабатывает закон движения «через человека». И совершенно объяснимо, что такое, хоть и законное нарушение естественного потока горожан, пришедших на приём врача, вызывает понятное недовольство с их стороны. Ведь скопления пациентов иногда достигают явно нежелательных масштабов, причём надо помнить о том, что существенная часть больных, проводящих время в очередях – это пенсионеры, а им такие обстоятельства обременительны вдвойне. Стало быть, удивляться не приходится, что между стоящими в больничных очередях  частенько возникают споры, а иногда и ругань, если у кого-то просто-напросто не хватает выдержки пережить непростой день.

«Неплохо б сделать перерыв!»
После двух-трёхчасового простаивания в очередях, у посетителей возникает естественная усталость. Но если подышать свежим воздухом, покурить, посидеть – не представляется проблематичным, то перекус как раз наоборот. Мало кто из посетителей станет заблаговременно готовиться к завтраку или даже обеду, собирая еду с собой в больницу. Тем более приходить на обследование надо строго натощак, и до определённого момента времени, в связи с прохождением нужных процедур, приём пищи запрещён. Если же получается так, что врач объявляет о небольшом перерыве, то это вызывает у ожидающих всплеск неудовольствия, который может перерасти в бурю негодования. Впрочем, этого, наверное, можно избегать при более чёткой организации мероприятия, и винить самих врачей вряд ли стоит в том, что им приходится работать в таком сумасшедшем режиме.

Что делать
Так возможно ли администрации больницы устраивать профилактические осмотры таким образом, чтобы в один день в здании поликлиники не скапливались сотрудники четырёх-пяти предприятий и учреждений? Можно ли в назначенный на профосмотр день этим сотрудникам выделить для осмотра отдельный кабинет? Если эти и другие организационные вопросы разрешимы, то, наверное, все же есть надежда на улучшение ситуации.

Для сведения
Норматив затрат на дополнительную диспансеризацию работающего гражданина -  974 рубля. Деньги эти выделяется из государственного бюджета.
Есть и другие затраты – каждый, из проходящих профосмотр «теряет» на это процедуру минимум 3-4 часа, которые оплачиваются из бюджета предприятия, организации или учреждения.
В целом – это сотни тысяч и миллионы рублей!

Александр ГЛАДЫШЕВ