Кино – искусство или индустрия?
10:09:2008 г.

«Важнейшим из искусств для нас является кино» - известный лозунг советских времен. Своим появлением он обязан тому, что кино было и до сих пор остается тем видом искусства, которое доступно широким массам, и благодаря этому служило одним из основных методов пропаганды советской идеологии. Многое в этой эпохе спорно, но именно благодаря цели своего создания кино того времени и не перестает быть искусством. Ведь как бы не менялись времена и ценности, основная функция настоящего искусства – воспитывать умы и души. К сожалению, трудно сказать это же о большей части произведений современного кино.
 

В современной жизни, и это даже, наверное, не нужно доказывать, на первый план выходят материальные ценности. Изменились и цели создания фильмов. Теперь это не способ донести до зрителя определенную идею, а, наверное, в первую очередь - один из способов зарабатывать деньги. Создатели большинства фильмов ориентируются не на то, чтобы вложить в свои произведения глубокий смысл, а на то, чтобы привлечь к его просмотру как можно большее количество зрителей. Эта цель достигается в основном за счет зрелищности, каких-то неожиданных сюжетных ходов и спецэффектов, но никак не за счет идейной и смысловой наполненности произведения.
В итоге современные кинофильмы большей своей частью уже не заставляют думать, чувствовать, следуя за мыслью автора, понимать что-то для себя, а становятся просто развлечением, заменой мыслительного процесса на бездумное зрелище. И слово, которое сейчас в ходу – «киноиндустрия» - уже ставит под сомнение понимание кино как искусства и вносит в него что-то от производства, промышленности.
На мой взгляд, главная на сегодняшний день проблема кино – недостаток глубины, смысловой насыщенности, духовности. Зрителю приходится делать выбор из того низкопробного и чуть менее низкопробного, что ему навязывают. Но ведь кино, по определению, не может перестать быть искусством для всех, самым популярным и доступным. Кино – это тот жизненный опыт, который мы получаем, не выходя из дома. Иллюзорный опыт, но создающий, тем не менее, в памяти стереотипы поведения, мировоззрения, которые мы используем потом уже в реальной жизни. Подобные вещи откладываются практически на подсознательном уровне. Невозможно, чтобы просмотренный фильм не оставил какого-то отпечатка на личности своего зрителя.  Но, думаю, большинством создателей кино даже в расчет не принимается, что на тех фильмах, которые сейчас в прокате, растет целое поколение.
И, тем не менее, сейчас появляется немало прекрасных фильмов, которые все же можно назвать произведениями искусства. Вот только они, к сожалению, широкому зрителю даже не то что недоступны, а попросту неизвестны. Такое кино, как правило, делается не ради денег, а ради самого результата создания прекрасного, глубокого произведения. Его цель – не окупить в несколько раз затраты. Чаще всего это кино малобюджетное, а значит и не разрекламированное, поэтому его не видят смысла пускать в широкий прокат бизнесмены киноиндустрии.
Как создатели, так и те, кто занимается прокатом фильмов, считают почему-то  современных зрителей управляемой массой, которая может проглотить что угодно, было бы снято красиво и сюжет закручен. Но ведь это не так. В том обилии продуктов индустрии зрелищ, которые сыплются на нас непрерывно, мы учимся и стараемся отбирать если не шедевры, то, по крайней мере, фильмы достойного качества и содержания. Хочется верить, что тенденция эта будет набирать обороты, хорошо бы только ее уловили и те, кто кино создает.
Говоря о положении кино в Угличе, можно просто представить основную тематику фильмов, которые показывают у нас на широком экране. Это в большинстве своем комедии, боевики, мелодрамы. Но, несмотря на то, что все это жанры массовые, трудно сказать, что кинотеатр пользуется у нас популярностью. И это когда зритель, чтобы впервые увидеть фильм действительно хороший, все-таки, пойдет в кинозал, даже при сегодняшнем развитии технологий, позволяющем каждому просмотреть что-то нужное ему у себя дома. Ведь каким бы сверхсовременным не было домашнее оборудование, вряд ли впечатления от просмотра кино дома сравнятся с теми, которые принесешь с собой из кинотеатра. Однако анонс фильмов не впечатляет до такой степени, чтобы действительно хотелось увидеть их во всех нюансах воспроизведения на широком экране…
Нельзя назвать единственную и однозначную причину превращения кино в какую-то своеобразную отрасль индустрии – этих причин множество. Нельзя сказать и то, что процесс этого превращения завершен. Скорее, слишком резко прошла разделительная черта между прекрасным и почти неизвестным и тем, что активно навязывается, но ни чувств, ни мыслей не вызывает. Как бы то ни было, хочется верить, что вечные ценности все же останутся, а все наносное, ненужное, отсеется со временем, и кино вернет себе высокий титул искусства, и снова станет пищей для души, а не жвачкой для мозгов, которой является сейчас.

Наталья СЕРОВА