Маленькие индейцы на необитаемом острове
28:08:2008 г.

В конце учебного года перед каждой школой встаёт проблема организации активного, полезного отдыха детей. В Юрьевской средней общеобразовательной школе ежегодно эта проблема в июне решается с помощью оздоровительного лагеря «Солнышко».

 Работа по подготовке к лагерю начинается в конце апреля, когда педагоги и вожатые – старшеклассницы во главе с начальником лагеря собираются для определения графика работы в лагере и составления плана мероприятий. Так как лагерь оздоровительный, то мероприятия должны охватывать и укрепление здоровья, и интеллектуальное развитие детей. Большое значение играет детский интерес. С этой целью ребятам предлагается заполнить анкету, где надо дать характеристику уже проводившимся мероприятиям, а также предложить что-то своё. На критерии развития детей, на мероприятия, ставшие у них популярными, и ставится упор при составлении плана работы.
Чтобы ребятам было интересно в лагере, придумываются  оригинальные формы работы. В этом году ребятишкам было предложено превратиться из мальчиков и девочек в индейцев. Соответственно и план работы включал такие мероприятия, как День индейцев (Открытие лагерной смены), День трав, Зов джунглей, Робинзонада и другие. А сам лагерь превратился в необитаемый остров, на котором проживают два племени индейцев. Каждый отряд должен был придумать себе название, свой знак племени, свою племенную песню, выбрать вождя, «построить» вигвам. Так появились племя «Орлиное гнездо», где были одни мальчики, и племя «Тумба-Юмба», состоящее, в основном, из одних девочек.  
А ещё каждый участник должен был придумать себе индейское имя. Поэтому вместо Оль и Саш появились «Красный орёл», «Длинная Коса», «Голубой перстень», «Сильная рука», «Острый зуб», «Верная рука», «Меткий глаз», «Умная голова», «Быстрая нога».
Борьба между племенами велась путём активного участия в мероприятиях, соблюдения принципов дружбы и дисциплины. За это племя получало перо. Племя, которое нарушало данные принципы, перо теряло.
А ещё каждое племя вело дневник – регулярные записи о текущих событиях и впечатлениях. Вот некоторые отрывки из них:
«Сегодня в день открытия лагеря мы много узнали об индейцах: где они живут, чем занимаются.
Очень понравилась игра «Индейские бои». Каждому из нас были приклеены номерки. Наше племя пряталось, а племя Орлов нас искало, отгадывало номер каждого из нас. Оказалось, что наше племя было разбито полностью. Но мы не унывали. Ведь это по-нарошку. Между прочим, племя «Орлиное гнездо» нас очень жалело….»
«Сегодня у нас необычный день. У нас проходила акция «Водоём». Мы посетили родник, пруд, реку. Убирали мусор (пластиковые бутылки, фанерные доски, сухие ветки ивняка) с поверхности прудов, реки Сабля с помощью лопат, мусор с берегов. Была расчищена возле школьного пруда территория. Возле каждого водоёма мы поставили таблички «Не загрязняй!».
Провели конкурс «Каким я хочу видеть пруд, родник, речку». Лучшие работы оказались в племени соперников. Их нарисовали девчонки. У нас выбрали рисунки Александрова Владика «Острый зуб» и Парфентьева Саши «Меткий глаз».
«Сегодня у нас проходил День трав. Мы знакомились с тем, что растёт на нашем острове. Оказывается, как много разных растений находится рядом. А мы и не замечаем. Узнали, какие из них ядовитые, а какие – съедобные. Пробовали даже составить день, чтобы ими питаться. К съедобным отнесли рогоз, молодые побеги которого едят, заправляя уксусом; лопух, корни которого являются заменителем картофеля; щавель, цикорий и другие».
 «Вот и настал день расставания. Сначала мы были на медпункте, где подвели итоги акции «Мой рост и мой привес». Наши мальчишки подросли на 1-2 сантиметра, а поправился только один Александров Владик «Острый зуб» на целый килограмм. Это помогло нам обойти по весу и по росту племя соперников.
Но общую победу одержали наши соперники, племя «Тумба-Юмба». Затем все обменялись подарками, письмами, открытками, брелками, оберегами».
Каждое утро в лагере начинается с зарядки. Её проводили сами ребята по очереди, начиная с третьего класса. Это в лагере уже  традиция. Ведь, если ребята выполняют комплекс утренней зарядки с желанием, значит, день пройдёт живо, интересно, весело. В нашем лагере дети делали зарядку с большим удовольствием.
А вот среди акций, проводимых в лагере, детям очень понравилась акция «Под флагом добра». И не только потому, что эта акция была всероссийская, посвящённая Дню независимости. Ребята в этот день сами выбирают доброе дело по душе. В этом году все решили сделать чистой деревню Алексеево. Целые мешки мусора погрузили ребята на школьный трактор, который отвёз их на помойку. Благодаря такой акции ребята снова убедились, что данный труд несёт не тягость, а большую человеческую радость.
Каждый день включал игровую программу. Так, 12 июня игровая программа «Русский дом» была посвящена знанию истории России. Команды состязались в знании истории, в знании русских праздников, в приготовлении исконно русских блюд, в знании пословиц, поговорок, загадок, русских традиций. К сожалению, второй год подряд, слабые знания показывают команды на станциях «Пословицы», «Русские народные песни» (поют эстрадные), «Промыслы». А вот знание исконно русских праздников отряды показывают с каждым годом всё лучше и лучше.
В этом году в распорядке лагеря появился новый день «Приобщаемся к духовному». Ребята с воспитателями и вожатыми посетили Николо-Сольбинский женский монастырь. Этот день всем запомнится надолго. Многие решили приехать сюда восьмого июля с родителями, чтобы участвовать в праздновании Дня семьи.
Ребята узнали историю создания и возведения монастыря, о чудотворстве икон, учились чувствовать его  чудотворство. Запомнился всем и рассказ матушки, обед, которым всех накормили. Очень понравились сметана и творог. Их делают здесь сами из молока коз и коров, которых выращивают в своём монастырском хозяйстве.
Традиционно ежегодно дети в лагере получают подарки. В этом году таким подарком стало посещение города Ярославля.  Восторг  у  ребят  вызвала  конно-спортивная школа, где они узнали многое о лошадях, прокатились на них верхом и в повозке. В Историко-архивном музее всех ждала интерактивная программа «Ярмарка». На полчаса ребята превратились в купцов и мещан 19-го века. Поэтому им пришлось показать умение взвешивать товар с помощью старинных мер веса, переводить их в современные, учиться торговать. А ещё ребятам предложили организовать и провести свадьбу или, как тогда говорили, «бал». А благодаря посещению музея В.В.Терешковой в селе Никольское, дети узнали о жизни и деятельности первой женщины-космонавта.
Лагерная смена закончилась. Но через год лагерь снова распахнёт свои двери и предложит массу других мероприятий, направленных на здоровье детей, развитие творчества, фантазии, приобретение знаний,   укрепление дружбы.

О.Г.Ефимова,
педагог-организатор
по краеведению ДДТ