Спасёт ли нас туризм?
27:08:2008 г.

Тема туризма достаточно актуальна в нашем городе, и в последние годы обсуждается на разных уровнях.
Насколько важна эта отрасль и в чем ее значимость для экономического положения Углича и Угличского района, а также об основных предпосылках к развитию туризма прокомментировал заместитель главы городской администрации по экономике С.А.МАТЮШКИН.


- Сергей Алексеевич, как вы можете охарактеризовать роль туризма в экономике Углича?
- Туризм – это прежде всего отрасль экономики в ряду многих других. А экономику целесообразно сравнить с живым организмом, в котором все должно развиваться гармонично. И для нормального экономического развития любой территории должны развиваться все отрасли. В том числе, например, и пищевая промышленность, и сельское хозяйство – в этом залог экономической безопасности. Рассмотрим следующую ситуацию: если в городе Угличе и угличском районе живут 53-54 тысячи жителей, значит сельское хозяйство района должно выращивать количество продуктов, необходимое для этого количества жителей в течение года. Иными словами, если для 50 тыс. жителей требуется, условно 1500 тонн картофеля, значит, не менее 1500 тонн картофеля и должно выращиваться на территории Угличского района. Думаю, отдельных пояснений здесь не требуется. А наше сельское хозяйство на сегодняшний день не справляется с такой задачей. И в этой ситуации туризм не может полностью компенсировать недостаточное развитие других отраслей экономики.
- Иными словами, даже хорошо развитая туристическая отрасль не будет спасением от серьёзных проблем в других отраслях экономики?
- Да. Строго говоря, туризм не должен занимать в экономике более 10-15%, иначе она становится очень зависимой и даже неустойчивой. Ведь туризм непредсказуем и напрямую зависит от очень многих факторов, среди которых можно указать такие как погодные условия, и даже политическая ситуация. В качестве конкретного примера можно вспомнить ситуацию, складывающуюся сейчас в Европе, в связи с предположительным повышением пенсионного возраста на пять лет. Учитывая возрастную категорию иностранных туристов, посещающих Углич, можно прогнозировать, что поток гостей из Европы уменьшится в разы. Поэтому в какой-то степени туризм для нашего города рискованный бизнес, не стоит делать все ставки только на него. Вообще, рассматривая этот вопрос, надо говорить не только о туризме. У него есть свои сопутствующие направления – например, торговля сувенирами. Это не туристическая отрасль, а сопутствующая ей. Если же говорить об Угличе, то в основном люди пришли в отрасли сопутствующие туризму – как правило, связанные с торговлей, причём вынужденно.
- Вы подразумеваете, что часто свою роль играет недостаток рабочих мест?
- Да, конечно. А тут появилась новая ниша на рынке труда, и люди ее заполнили. Это, по сути, и неплохо, так как появились условия для конкуренции, что является основным стимулом для развития любого бизнеса. Ведь любая монополия на рынке, даже если на нее работают менеджеры высшей квалификации – упадочный тип экономики. Монополист не будет развиваться, так как у него нет стимула для этого, ему не нужно стараться быть лучше кого-то, поскольку нет конкурентов.
- Стало быть, предпосылки для развития туризма в городе есть. А существуют ли для этого какие-то препятствия?
 - Думаю, прежде всего, дело в том, что в нашем районе, как мне кажется, нет чёткого понимания особенностей этой отрасли. Необходимо осознавать, для какой категории туризма нужно создавать условия. Есть много разновидностей туризма: религиозно-паломнический, экстремальный, спортивный, релаксационный, шопинг-туризм. Соответственно и туристы – разные категории граждан, люди определенной финансовой ниши, возраста. А это почти не учитывается. Следующий недостаток в том, что Углич мало сотрудничает с туроператорами, и двухчасовая остановка в Угличе чаще всего рассматривается не более, чем возможность для туристов отдохнуть, походить по твердой земле после качки.
- Значит, для решения этих проблем нужен более тщательный анализ ситуации, контроль и сотрудничество с необходимыми инстанциями?
 - Да, а со временем и опыт будет набираться. Как бы то ни было, в непростых вопросах туризма вникать надо в каждую, хоть самую, на первый взгляд, незначительную деталь. Именно она может оказаться ключевой в решении конкретной проблемы.
 - Из сказанного вами складывается достаточно полная картина туристического бизнеса в Угличе. И в заключение, Сергей Алексеевич, дайте свой комментарий на такой вопрос: как вы считаете, в чем заключается цель развития туризма как экономической отрасли?  
- Прежде всего, любая отрасль экономики должна в первую очередь приносить прибыль – только тогда она сможет развиваться. Сейчас же основная польза от туристов состоит только в занятости населения, которое работает в этой сфере, и, пожалуй, в определённой рекламе Углича. А наша задача – получить деньги в бюджет. Для того, чтобы туризм работал, нужна развитая инфраструктура, так как задача территории – обеспечить туристов всеми видами услуг. На данный момент, туристы вряд ли будут приезжать в Углич надолго, так как в городе нет того, что побудило бы их задержаться на достаточно длительный период времени. Ведь немца или американца мы не удивим нашими гостиницами – значит нужно удивить и привлечь чем-то другим. Архитектурные памятники и музеи – вот, собственно, и всё, что можно предложить ему на данный момент. А пока туристы приезжают сюда на короткий срок, туризм приносит не столько прибыль, сколько ущерб: ведь мы тратим деньги на уборку мусора, на освещение, знаки, пешеходные переходы.
В общем средства должны вкладываться пропорционально во все отрасли экономики, и тогда, при развитой инфраструктуре, туризм действительно начнет приносить прибыль.

Беседовала Наталья Серова