ОБЪЕКТивная реальность
03:09:2014 г.

Свое понимание объективной реальности представил на выставке в Угличском кремле фотограф В.В. БОРОДУЛИН. Всего 98 работ из коллекции, созданной за последние пять лет: портреты, пейзажи, жанровые репортажи. В сюжетах: река Сить после грозы, сентябрь в деревне, храмы, Борисоглебский монастырь…, - такие милые сердцу, от которых веет особой простотой сельского великолепия.
Не так давно такая провинциальная Россия произвела неизгладимое впечатление на зрителей Международного фотофестиваля «Фотолокация» в Болгарии, а теперь работы доступны к просмотру и угличскому зрителю.
На открытие выставки пришли друзья, родные фотографа и все, кто следит за новостями культурного Углича. Нашему городу несказанно повезло, что здесь живет Виктор Валерьевич. Он - многогранный человек и предстает перед угличанами в целом ряде ипостасей: публикует свои краеведческие исследовательские статьи и фотографии в журнале «Углече Поле»; уже много лет делает профессиональную съемку музейных экспонатов; участвует в многочисленных выставках; консультирует СМИ по вопросам истории. Словом, угличане считают его кладезю информации и отмечают глубокие знания В.В. Бородулина во многих науках.
- Это - уже третья выставка Виктора Валерьевича в стенах нашего музея, - сказала Наталья ЧВАНОВА, заведующая экспозиционным отделом УГИАХМ. - И как раз она объединяет все предыдущие. Первая экспозиция была посвящена «Сельским храмам Угличского уезда», затем  она плавно трансформировалась в более развернутую по содержанию и масштабу «Храмы Верхневолжья». А теперь мастер фотографического искусства задал нам загадку, назвав свою выставку «Объективная реальность».
Многие посетители углубились в философию и обсуждение,  что же такое реальность вообще. Но Виктор Валерьевич расставил все точки надi:
- ОБЪЕКТИВная реальность - это реальность, увиденная через объектив фотоаппарата, - пояснил он. - Здесь нет ничего выдуманного и дорисованного, никакого Фотошопа. Я просто много путешествовал и наблюдал. Снимал природу в единственном, неповторимом состоянии. И прочувствовал все на себе: как поймать радугу, а то и две сразу. Ощутил настроение природы после грозы, постарался запечатлеть лучи, пробивающиеся сквозь облака. Конечно, для такого нужна удача и сноровка. Ну, и знания некоторых секретов фотодела.
Не только настроение природы удалось уловить автору. В серии фотографий «Храмы Верхневолжья» можно ощутить стремительно меняющийся облик храмов и их место в жизни человека теперь. Расположенные на рубеже исконных Тверских и Ярославских земель эти церкви, последние носители торжественного Русского стиля архитектуры XIX-го века, выглядят больше как отзвуки древних эпох, грозные стражи настоящего, залитые солнечными лучами. Их дальнейшая судьба неизвестна нам. Возможно, через много лет многие из них смогут остаться для потомков уже только на фотографиях.
Пожалуй, такая «Объективная реальность» В.В. БОРОДУЛИНА оставляет право зрителю на собственные размышления и выводы. Автор в таких работах спрятан, мы не догадываемся о его точке зрения. «Судите сами» - говорят его работы.
Особое место на выставке занимает серия фотографий «Не парадные портреты»: на снимках, к примеру, Заслуженная артистка РСФСР Евгения АЛТУХОВА; ростовский огородник, который согласился сфотографироваться только за то, чтобы у него купили вязанку лука, и другие. Все работы не студийные, в каждой подловленный миг, настроение.
Еще одним неожиданным открытием выставки стала серия фотографий, посвященная военно-исторической реконструкции, которую фотограф отснял под Калязином. Там Виктор Валерьевич совершил погружение в века, на четыреста лет назад в Смутное Время и стал свидетелем победы русского войска под предводительством князя Михаила Скопина-Шуйского над польско-литовским войском гетмана Яна Сапеги. Это событие позже было названо в истории как битва на реке Жабне.
- Во время реконструкции все было по настоящему, - рассказывает воодушевленный фотограф. - Я слышал настоящие выстрелы из ружей, видел хладнокровный взгляд воина во время боя. Все так и было много лет назад. Я постарался это заснять.
- Не так давно в нашем Угличе наблюдается рассвет фотографического дела, - делится размышлениями Заслуженный работник культуры Виктор ЕРОХИН. - Этому отчасти способствовал фестиваль «Фотопарад в Угличе»... Во время бесценной работы фотографа происходит фиксация уходящих, к сожалению, памятников русской культуры. Считаю эту выставку достойным финальным аккордом прошедшего у нас фотофестиваля.





Варвара СЛАВЕНОВА