Как вернуть звание самой читающей страны? К обсуждению этой проблемы писателями, издателями, критиками присоединился и Президент страны Владимир ПУТИН на самой масштабной за последние годы встрече литературного сообщества.
«По статистике, российские граждане отводят чтению книг в среднем лишь 9 минут в сутки, причем отмечается тенденция к сокращению и этих 9 минут. Люди раньше находили ответы на интересующие их вопросы именно в книге, сейчас есть другие возможности. О том, что книга перестала играть важную роль в жизни общества, свидетельствует и падение уровня общей культуры, с сожалением об этом должен сказать. Смещение, искажение ценностных ориентиров и скудость современного разговорного языка», - отметил Владимир Путин.
На этой встрече писатели жаловались, что не могут пробиться к читателям. Не равнодушными к этой широко обсуждаемой проблеме остались и угличане…
В начале ХХI века Угличскому государственному историко- архитектурному и художественному музею местным жителем Л.Ф.ЛЕНГВЕНСОМ была подарена годовая подписка журнала «Золотое Детство» за 1914-1915 годы. Это иллюстрированное отечественное издание для юного читателя выходило в свет с 1907 по 1917 годы в Санкт-Петербурге.
Для провинциального музея этот дар интересен тем, что этополная подписка за один год, 24 номера детского журнала начала ХХ века- многие детские периодические издания утрачены из-за возрастной категории читателей, качества материала (тонкости и рыхлости бумаги), а повести, стихи, рассказы не переизданы, так и остались только на страницах периодики прошлого века. Ценен дар тем, что редактором - издателем журнала являлся Михаил Павлович Чехов, младший брат А.П.ЧЕХОВА, его первый биограф, писатель, публицист, переводчик, податный инспектор, проживавший в Угличе в 1894-1898 годы.
А в 1907-1917годы Михаил Павлович Чехов, семьянин, отец двух детей - старшей Евгении и младшего Сергея - является издателем и редактором журнала «Золотое Детство». В журнале присутствуют традиционные атрибуты: выходил 2 раза в месяц, распространялся по подписке (через редакцию) с 1 ноября предназначался для детей 7-12 лет. « Кроме художественно-исполненных иллюстраций дети в «Золотом Детстве» найдут: повести, рассказы, сказки, стихотворения, путешествия, биографии, статьи по естественной истории из жизни животных, птиц, насекомых и растений, загадки, ребусы, шарады …». Также, подписчики за год получат: «24 номера журнала в красивых обложках, отпечатанные на лучшей бумаге со множеством художественно- исполненных рисунков; 12 картин для украшения детской; 12 игр для детей; 12 приложений для склеивания (домики, автоматы, мебель, экипажи и прочее.». Редактор-издатель стремился, прежде всего, преподать жизненные уроки, пробудить в читателях интерес к чтению, знанию и окружающей жизни.
По данным статистики на 1914 год 48% (84,6 млн. из 176,2) населения России составляли дети до 19 лет. Из них: 27% или 47,6 млн. - маленькие дети младше 9 лет; 21% или 37 млн. - дети и подростки 10 - 19 лет. Из этих цифр следует, что в начале ХХ века Россия была страной с огромным количеством детей, которых нужно было занимать, воспитывать. Выпускать детский журнал было выгодно: и они издавались, покупались и читались, и через чтение появлялось понимание о воспитании будущего общества.
До революции в России насчитывалось около 300 детских и юношеских журналов. Одни из них выходили длительное время, другие прекращали свое существование на первой книжке. Данный журнал выходил десять лет, у него была своя читательская аудитория. Верно выбрано было основное направление журнала - природоведческое. Родные отмечали в Михаиле Павловиче цепкую память, внимательность, мягкость и терпимость, природное жизнелюбие и любознательность, вероятно, поэтому и «Золотое Детство» становится помощником родителей в воспитании детей, зарождает интерес к природе, учит их осмысленному отношению к окружающей жизни, чтение одновременно заменяло ребенку и игрушку, и становилось умным и полезным развлечением.
Современники удивлялись огромной трудоспособности, выносливости и изобретательности Михаила Павловича, умевшего издавать журнал самыми минимальными средствами. Михаил Павлович выступал в нём как единственный автор. Чехов поместил в журнале несколько сот своих повестей, рассказов и стихотворений, басен, шуток, подписывая их различными псевдонимами - С. Вершинин, К. Треплев, М. Ч., Ирис, Кузнечик. Из воспоминаний Евгении Михайловны Чеховой: «Детский журнал издавал отец, а мы с братом придумывали шарады и ребусы», Татьяны Львовны Щепкиной-Куперник о М.Чехове: « …жена делала «приложения» в виде выкроек для кукол и т.д.». Издание было семейным, недорогим.
Сильной стороной этого издания признавались его многочисленные приложения - игры, забавные игрушки, изготовление моделей своими руками, поделки, многочисленные шутки и ребусы, которые способствовали расширению кругозора и формированию чувства гармонии и красоты. Приложения-модели за 1914-1915годы: «Музыкант и паяц», «Спальня», «Немец и лягушка», «Японский извозчик», «Северянин с оленем», «Карета с лошадкой», «Избушка лесника», «Шотландский домик», «Плита с посудой» и др.
Добрый и отзывчивый, обладающий неукротимой энергией и чувством юмора, хорошо знающий особенности юного читателя Михаил Павлович сделал великолепное иллюстрированное издание с подобранными интересными и занимательными гравюрами и рисунками. Название гравюр - первое, на что обращает внимание читатель, они ёмкие, краткие, броские и удивительно «живые»: «Мореплаватели», «Спасение утопающей куклы», «Маленький найденыш», «С визитом», «В бурю», «Мама, проснись» и другие.
Михаил Павлович выступает как переводчик. Почти в каждом издании присутствует перевод с английских и французских изданий. Энциклопедия осторожно пишет, что под маркой «Золотого Детства» в 1913 году в составе сборника «Английские сказки» вышел анонимный перевод «Алисы в стране чудес» Льюиса Кэррола; с большой долей вероятности переводчиком был сам Чехов.
Существовал в журнале раздел «Верные решения прислали» и своим содержанием говорил о том, что имеется свой круг читателей: это - Тамарочка и Шура Вельц, Людмила Матузова, Соня и Костя Люсины, Саша и Наташа Алелековы, Зина Ривина, Надежда Петухова, Жоржик и Боба Покотиловы, Ника Гершельман, Леля Кузнецова, Эдгар фон Рихтер, Маруся и Катя Петровы, Ирина Смирнова, дети Чернышовы, Трещетка из Алексина, дети Смирновы из Харбина, «кто-то без подписи на белой клетчатой бумаге», Колян Кудрявцев и многие другие. Фамилии и имена детей печатались на последней странице мелким шрифтом, иногда занимая 2/3 листа. Вопросы из рубрики «Головоломки»-вопросы и верные ответы: Почему люди рискуют? ( Рис не куют, а выращивают); Чем похожи и отличаются огонь и озорной мальчишка? Огонь сначала высекают, а потом раскладывают, а мальчишку сначала раскладывают, а потом высекают). Жизнь ребенка наполнялась настоящей радостью от ожидания новых встреч с журналом. Дети любили этот журнал за веселый и доброжелательный настрой.
Последние номера журнала выпущены в 1917 году, и, видимо, прекращено издание было из-за трудностей, вызванных войной, поднятием цен на все, в том числе и на материалы, и типографские работы. Издание журнала «Золотое Детство» не стало для семьи Чеховых «золотым дном» в финансовом смысле слова, это отмечали и современники, но для юных читателей прошлого века и нынешнего это -настоящий клад со своей системой знаний и ценностей. Из рекламы: «Имеем отзывы, что по содержанию и изящной внешности «Золотое Детство» является одним из лучших детских журналов в России».
На базе детского сада «Светлячок» Углича в 2012-2013 годы мною проводились занятия в старшей группе детей по материалам журнала «Золотое Детство». Форма занятия: 30-минутные чтения вслух, «семейное чтение». Цель занятий - привить любовь к чтению, когда оно становится лучшим поощрением за «весьма недурное» поведение. И даже сейчас - 100 лет спустя - журнал наполнен необходимой информацией, может решать одну из проблем - формирование у ребенка интереса к чтению. А вернуть интерес к книге, преобладающий над тягой к компьютерным играм,- задача стратегической важности, для ее решения важен любой положительный опыт. И такие знания были наработаны в России в начале ХХ века, когда домашнее чтение, чтение вслух книг и журналов было лучшим воспитанием и образованием. Детям предоставляли комфортные условия общения с книгой, формировали позитивное отношение к процессу чтения, что развивало ребенка и способствовало самостоятельному анализу и оценке значимых явлений и событий, происходящих в обществе и в мире.