В последнее время становится все больше и больше спортсменов, которые
занимаются экстремальными видами спорта, среди которых лидирующее место
занимает, пожалуй, самый зрелищный вид, где гонщики выполняют большие
прыжки, проходят повороты, будучи на волоске от падения, - мотокросс. В
нашем городе этот вид спорта не менее популярен. О его истории
зарождения, развитии нам рассказал инструктор по техническим видам
спорта, тренер и мотогонщик Михаил МАКЛАКОВ.
- Михаил Алексеевич, а какую дату можно считать зарождением мотокросса в нашем городе?
- В Угличе мотокросс обрел популярность в конце 70-х - начале 80-х
годов. Первые соревнования прошли в 1979 году. В то время этот вид
спорта находился под покровительством часового завода. На его базе был
спортивный клуб «Чайка», где и занимались все желающие мотоциклисты. Его
руководителем и вдохновителем был Михаил Борисович ЛЕТЛЕАШОВ. В то
время была первичная организация ДОСААФ (организация, направленная на
развитие различных видов спорта), и через нее предоставлялись мотоциклы.
Ее председателем являлся Джон САФИН, активно помогавший нам. Конечно,
желающих заниматься этим видом спорта было много. Ведь было и помещение,
и техника. Мы ездили на различные соревнования, у себя встречали гостей
из других областей. К нам даже ездили из Латвии и автономных республик
Чувашии и Мордовии. Но вот наступили 90-е годы, и на несколько лет
мотокросс затих. Последние соревнования были проведены в 1992 году.
- Михаил, а вы когда начали заниматься мотокроссом?
- Я пришел в этот вид спорта в 80-х годах, будучи еще школьником. Потом
ушел в армию, а по возвращению устроился работать на часовой завод и
там продолжил свое увлечение, которое переросло, можно сказать, в
профессию. Сейчас я успешно участвую в различного уровня соревнованиях,
являюсь тренером и наставником.
- Расскажите, а сейчас угличский мотокросс на каком уровне находится?
- В 2002 году я и еще несколько спортсменов отправились на соревнования
по мотокроссу в Москву. Честно говоря, тогда мы думали, что этот вид
спорта уже «умер», но, побывав там, мы встретили знакомых, тех, кто
раньше занимался и активно участвовал во многих соревнованиях. И тогда
мы решили возродить этот вид спорта среди угличан. Да, было тяжело.
Сначала мы прикупили 2 мотоцикла Чезета и вместе с Алексеем СКОМОРОХОВЫМ
стали ездить, тренироваться, участвовать в соревнованиях. И когда он
несколько лет подряд был призером соревнований на Кубке России, то нам
от районной Администрации было куплено 2 мотоцикла Хонда и Ямаха.
Сейчас я являюсь тренером секции мотокросса при спортивном клубе
«Спарт». У нас занимаются 12 взрослых гонщиков, которые показывают
хорошие результаты. Конечно, помещения нет, и каждый свой мотоцикл
ставит у себя в гараже, но это не мешает нам заниматься.
Вот уже несколько лет мы проводим соревнования у нас в городе в
левобережной части. И этот год для нас, можно сказать, был рекордным,
так как приехало 150 участников со всей России.
Хорошие результаты показывают и спортсмены в категории «экипаж». Так,
экипажи Максима КОЗЛОВА, Алексея ЧЕРВЯКОВА и Валерия и Алексея ИВАНОВЫХ
выполнили нормативы в кандидаты в мастера спорта.
- Михаил, а детский мотокросс у нас развит?
- Конечно. На базе клуба «Углич экстрим» под чутким руководством Ивана
МАЛОВА создана секция мотокросса для детей, в которой занимается 6
мальчишек и девчонок. Самой младшей из них Софье СКОМОРОХОВОЙ 5 лет. Но
она в своем классе уже занимает призовые места. Тренером этой секции
является Алексей СКОМОРОХОВ.
- Михаил, из чего состоит обмундирование мотоспортсмена и какими физическими данными он должен обладать?
- Вопервых, он должен иметь специальный мотоцикл, вовторых,
экипировку: шлем, костюм, мотоботы, которые защищают от ушибов и
ранений.
Без сомнения, мотокросс требует очень серьезной физической подготовки, в
основном рук, плечей и выносливости в целом. Спортсмен должен сохранять
контроль над мотоциклом при максимально возможной скорости, при этом
удерживая мотоцикл. Руки и ноги гонщика во время езды постоянно
находятся в движении, в борьбе за контроль, и поглощают удары от мелких
неровностей и больших прыжков, не считая возможных недолетов. В конце
концов, профессиональные гонки длятся более получаса. Это настоящее
испытание для гонщика.
- Михаил Алексеевич, а какие у вас планы на будущее?
- Сейчас начался летний сезон, и поэтому везде проводятся различного
уровня соревнования, мы, в свою очередь, тренируемся, по возможности
участвуем, не останавливаемся на достигнутых результатах. Стараемся
привлечь новых спортсменов и любителей, которые стали проявлять больший
интерес к езде на мотоциклах как виду спорта.