Нравственность – основа жизни
28:05:2008 г.
 
Сегодня, когда большая часть населения России живёт, испытывая большие материальные трудности, у многих возникает вопрос: почему же мы так живём в самой богатой природными ресурсами стране мира? Я убеждён, что причина всех наших материальных проблем кроется в духовной сфере жизни человека и главным образом – в нравственности, а никак не в экономике, политике.
 
КЛАССИКИ О НРАВСТВЕННОСТИ
Нравственность, в понятиях Руси, качество, относящееся к одной половине духовного быта (другая половина – ум, умственное), но составляющее общее с ней духовное начало: к умственному относится Истина и Ложь, к нравственному – Добро и Зло (В.И.Даль).
Понятие нравственности носит положительный характер и противопоставляется телесному, плотскому. Нравственность – то, что согласуется с совестью (со - весть = связь с Богом), с законами правды, с достоинством человека, с Долгом честного и чистого сердцем гражданина своего Отечества. Для русского человека нравственный быт важнее быта материального. А это означает способность к самоотверженности.
Как писал В.И.Даль «Всякое самоотверженье есть поступок нравственный, доброй нравственности, доблести. Православная вера заключает в себе правила самой высокой нравственности. Нравственность веры нашей выше нравственности гражданской: одна требует только строгого исполнения законов, другая же ставит судьёй совесть и Бога».
Вице-президент, премьер В.В.Путин в своём послании 2007 года отмечал, «что духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность. Убеждён, общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи – когда у него есть общая система нравственных ориентиров. Когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны. Служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом экономических и политических отношений».
Послание В.В.Путина, основано на огромном опыте жизни русского народа, выраженном словами наших великих соотечественников Ф.М.Достоевского: «Чем соедините вы людей для достижения ваших гражданских целей, если нет у вас основы в первоначальной великой идее нравственной? Возрождается общество началами нравственными» и Л.Н.Толстого: «Жизнь без нравственного усилия – это сон. Ценность нравственного определяется не вещественным значением дела и его возможными последствиями, а степенью доброго усилия».
Наш же современник Валентин Григорьевич Распутин – великий русский писатель, даёт свою характеристику современной России: «Сегодня наше государство стоит довольно шатко на власти и довольно непрочно на вере… Народа, как единого целого, как здорового и деятельного тела государственности, нет. Он раздроблен, расколот и, сильно поредевший, потерявший своё лицо, занят лишь собой, своим спасением. Это ненормальное, уродливое положение не может пойти на пользу государству. Власть пусть не досыта и не всех, но покормила своё население, расплатилась с внешними долгами и частью – с внутренними, дала кой-какие льготы старикам. И всё это в основном за счёт нефти и газа. Вся остальная деятельность приносит гроши. Но нефть и газ мы давно уже крадем у будущих поколений, как и леса, чистые воды и многое др. Тароватая наша экономика, мягко говоря, воровата, и это в государственных масштабах. Власть у нас не укоренена ни в народ, ни в землю, ни в будущее».
Отвечая на вопрос: «Русские славятся долготерпением. Почему же мы не бросаемся, как французы и итальянцы, чуть что – отстаивать свои права?», В.Г.Распутин ответил: «…русский человек действительно не охоч отстаивать свои права. Да он и к понятию этому – «права» - неприложим. Вот справедливость - иное. Мы живем по правде, а там, где цивилизация утвердилась давно, там живут по закону. У нас же еще недавно законников не любили. У нас считалось: надо по совести… Миллионы и миллионы живут в бедности, утешаясь мыслью, что вчера было еще хуже, завтра должно быть лучше. Господь не оставит… В бедности жить не грех, грех жить в нищете и разудалом богатстве…
Россия с ее тысячелетней историей – по всем меркам – молодая цивилизация. И грозит ей не старость, не усталость, не изношенность, а «красивая» жизнь в пучине безнравственности и отвержения традиций…»
О ЧЕМ ДУМАЕТ НАРОД?
Когда В.Г.Распутина спросили: «Вы подметили, что нынешним властям недосуг оглянуться, чтобы увидеть, какие думы вынашивает народ. А вы сами пытаетесь понять, какие же думы он вынашивает?», он ответил: «Пытаюсь. И думаю, что кое-что понимаю. Он думает: когда это кончится и кончится ли когда-нибудь? Когда с ним заговорят, как со своим, родным человеком, пусть небезгрешным, но сыном России, и перестанут дурить по всем каналам как чужака и идиота? Когда дадут по шапке тем, кто принес неисчислимые страдания народу и продолжает здравствовать и действовать до сих пор? Когда, думает он, перестанут грабить Россию, будто она пленена и это ее заслуженная участь? И почему не залечивают язвы и раны, нанесенные земле и человеку ельцинским режимом? Прокатитесь на поезде и посмотрите из окна вагона: ведь это же разгромленная и брошенная земля на тысячи и тысячи километров! И когда, думает народ, призовут его, бедолагу, на работу, прежде чем призвать армию инородцев из сопредельных государств? Плохо работает русский человек, много пьет? А что сделали вы, чтобы он лучше работал, как в прежние времена, и меньше пил?
Замечает он: стоит Россия неловко, нараскоряку. Что может сплотить сегодня российское население? Не знаю. Пока не укоротят сверхбогатство, которое уплывает невесть куда, но в России «не работает», пока не поднимут на него по справедливости налоги и пока не учтен будет и не получит помощь каждый нищий и бедный – ничего сделать нельзя. Никогда ограбленный не полюбит грабителя и не обнимется с ним. И Россия будет самым уродливым государством, если продолжить строить ее на чужой манер».
ПОЧЕМУ МОЛЧИТ «ЭЛИТА»?
В статье «В защиту науки» С.Б.Мордасов, рассматривая вопрос об отношении к науке, ставит вопрос – «Но почему молчит «элита?» и сам же на него отвечает, размышляя об элите Углича. Я бы взял это понятие элита, применительно к Угличу, в кавычки, понимая, что эта «одежка» – «не по Сеньке – шапка». А вот В.И.Даля, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого и В.Г.Распутина, как и многих других, в ком жила и живет совесть, я отношу к истинной элите, независимо от сословия – ученый ли, служащий, рабочий, крестьянин.
Например, как не отнести к элите нашего народа подвижников мысли М.В.Ломоносова, Н.И.Вавилова, С.П.Королева, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова (из ученых, инженеров и писателей), П.СНахимова, Ф.ФУшакова, А.В.Суворова, М.И.Кутузова, Г.В. Жукова (из флотоводцев и полководцев), мастеровых из породы «Левша» или земледельцев, таких как Т.С.Мальцев и многих, многих других. Наш народ богат на «особости», которые всегда были его стержнем.
Если брать наш Углич, то «задубевшая власть» действительно загоняет народ в потемки, где ей всегда «виднее». И хотя наш город и живет в «дреме», струйки жизни пробиваются и толкают на подвижничество многих угличан, таких как ушедшие из жизни наши герои – защитники Отечества, имена которых известны по Аллее Славы, как великие труженики земли В.И.Афанасьев, В.А.Багдасарьян, В.И.Мальков или ученые, как доктора технических наук Ф.А.Вышемирский и Н.П.Захарова, знаменитые овцеводы А.А.Малинин и А.А.Колесова, часовщица А.С.Макарова и многие, многие другие. Эти совестливые люди-труженики были и есть соль земли Угличской. Их жизненный путь – путеводная звезда для нас.
Я мечтаю о том времени, когда в Парке Победы будут Аллеи героев войны и труда – настоящей элиты Углича, взращенной Советским периодом нашего государства и новым временем.
Не давая подробные характеристики «псевдо-элите» поименно (имена наших «героев» и так на слуху), отвечая на выше поставленный вопрос, – «элита» – занята! Искусно лицемеря, т.е. умея казаться всегда нравственной, - она «рубит бабло»!
Единственная отрада – не все потеряно, – усилиями настоящей элиты город оживает. И символично, что он возрождается вновь с юга, как это уже было. При этом рождается и новая элита среди строителей, рабочих, крестьян, ученых, инженеров, предпринимателей, которая, я уверен, скоро заявит о себе успехами в мирном труде и процветании нашей Угличской земли.
 
В.А.ЧЕПЕЛЕВ,
председатель Совета
движения «Угличане»