О местном самоуправлении
Недавно в Совете Федерации состоялась международная конференция «Эффективное местное самоуправление – основа демократического государства. 10 лет ратификации Российской Федерацией Европейской хартии местного самоуправления». На этом грандиозном форуме были рассмотрены:
- общеевропейские принципы местной демократии, как основа развития эффективного местного самоуправления в Российской Федерации;
- финансовое и имущественное обеспечение муниципальной реформы. Реализация приоритетных национальных проектов на муниципальном уровне;
- взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления; межмуниципальное сотрудничество;
- законодательные аспекты усиления местной демократии в Российской Федерации.
Особое внимание участников было привлечено к наиболее острым проблемам, возникающим перед органами местного самоуправления. С предложениями по решению специфических проблем малых городов и районов выступил президент Союза малых городов РФ Е.М.Марков.
Заключительная декларация Конференции подчеркнула:
- представляется чрезвычайно важным всемерно развивать самостоятельность института местного самоуправления, его роль в развитии демократических начал и управлении обществом в рамках общегосударственной политики;
- настоятельно необходимо дополнить положения рамочных законов поправками к Налоговому и Бюджетному кодексам для того, чтобы местное самоуправление было обеспечено необходимыми финансовыми средствами для реализации полномочий, закрепленных федеральным законодательством. Выравнивание бюджетной обеспеченности муниципалитетов должно быть минимальным, а дотации стать стимулом к их развитию.
Существенным ресурсом решения вопросов местного значения выступает муниципальное имущество, основы разграничения которой сформулированы в ст.50 Федерального закона № 131-ФЗ. Однако ст.50 Федерального закона № 131-ФЗ содержит закрытый перечень имущества, которое может находиться в собственности муниципальных образований, что по существу лишает муниципальные образования важных инструментов для решения задач собственного комплексного социально-экономического развития, сокращая и без того скудные источники доходов местного бюджета. Муниципальная собственность должна служить интересам комплексного социально-экономического развития муниципального образования, увеличения его экономического потенциала. Целесообразно предусмотреть в законодательном порядке нормы, позволяющие органам местного самоуправления предоставлять публичные услуги населению за счет муниципального имущества, резервируемого для данных целей. В этой связи возникает потребность о продлении сроков приватизации или отчуждении непрофильного муниципального имущества и отмене предельного срока завершения органами местного самоуправления указанного срока.
Надлежащая правовая и нормативная база сама по себе еще не достаточна для того, чтобы обеспечить способность органов местного самоуправления эффективно осуществлять компетенцию, которой они наделены. Местные власти должны иметь возможность привлекать преданных делу выборных представителей и компетентные кадры, обучать их для того, чтобы предоставлять качественные общественные услуги, становясь организациями, которые поощряют хорошее руководство и управление, вовлекают местное население и соответствуют высоким стандартам общественных услуг, обмениваются знаниями, умениями и лучшим опытом со своими зарубежными партнерами.
Над решением этой сложной задачи должны вместе работать федеральные, региональные и местные органы власти и их ассоциации.