Для городского музея нынешний год проходит под знаком юбилея. Угличу более тысячи лет, музею - сто двадцать, десятая часть городской истории совершилась в его присутствии.
Мы вспоминаем коллег, которых знаем только по документам и фотографиям, по запискам современников (сравнительно недавно прошла выставка «Начальник музея», посвященная личности и памяти Александра Константиновича Гусева), касаемся разных сторон внутри музейной жизни. В это время чаще, чем обычно, на авансцену, в темы юбилейной конференции, на выставки, выступают первые экспонаты - те, что записаны были в инвентарные книги конца позапрошлого века. И вот тут становится ясно, что рождение музея было неизбежным, сама же подготовка этого события шла по двум направлениям: просвещенные горожане говорили об археологии и истории, а многие «остальные» видели в будущем музее еще и своего рода «кунсткамеру», собрание диковин.
Когда-нибудь, вероятно, будет написана увлекательная, поучительная и отчасти драматичная история первых лет музейного собирания. Имена дарителей и вещи, позволяющие судить об их вкусах и щедрости. Отчасти и судьбы этих вещей или самих дарителей. Мещанин, принесший сюда странные холсты с «эмблематическими» ребусами и аллегориями чуть ли не «вольных каменщиков», их хранили дома с конца золотого осьмнадцатого века, подклеивали, чуть не подкрашивали (о чем они могли говорить хозяину, о чем напоминали его потомкам?). Угличанка из старого купеческого рода, домовладелица и почтенная дама, друг музея и тоже активная дарительница. В недобрые 1930-е она и - не она, старуха, несущая теперь уже совсем в другой музей остатки домашних мелочей и бумаг, чтобы продать за 30 копеек, за 15 копеек. Фамилии, которых давно нет в домовых книгах современного города и в книгах телефонных. Пласт городской жизни, ушедший, но еще не далеко, забытый, но это пока обратимо.
Угличане с октябрятско-пионерским прошлым вспоминают «советский отдел»: фрагмент молокопровода и снопы колосьев, какой-то замечательный станок с часового завода. И более новый эпизод. Школьница зубрит параграф о «Смутном времени», ну не запоминается оно, а ведь спросят! Интересуюсь: «А вас, что, в кремль не водили?» «А зачем?» А руку к стене палат приложить - там, где черные следы пожара. Войти в низкую дверь, послушать о разорении Углича, увидеть кремлевские пушки со змеиной чешуей. Ну, или на берегу Волги постоять, у алтаря церкви, на месте, откуда всё началось…
Музей нужен туристам, но еще нужнее горожанам. Им адресована проходящая сейчас выставка «Палата диковин», она о том, что город копит и хранит свою память и что память эта совсем не скучная. Здесь дорожный сундук, который привязывали к карете, рядом два «Ивана Грозных», оба мрачные и вполне грозные, но это как-то разные люди. Колокол - не тот, «ссыльный», вернувшийся на родину из каторжного Тобольска тоже 120 лет назад, а поменьше, и можно рассмотреть (даже потрогать) все его «уши». Какие-то странные ритуальные жезлы и топоры из коллекции основателя - Константина Николаевича Евреинова (сам он смотрит на посетителей с необычного портрета, деревянная скульптура выставляется впервые). Рядом стулья и кресла, прялки и швейка, изразцы, сундучки, «деревянные лапти», как названы классические деревянные башмаки в старой книге поступлений. На множестве фотографий музейные залы в разные годы - то одно на первом плане, то совсем другое. Все это уже оценили угличские краеведы, экскурсоводы и посетители разного возраста.
С этой выставкой неразрывно связана и другая - «Возвращенные из прошлого», где разместились экспонаты из тех же первых учетных книг, восстановленные реставраторами. Некоторые из этих вещей вернутся на свои места в постоянной экспозиции, другие уйдут в фонды (мы же помним, - музей, он как айсберг, семь восьмых скрыта). Было бы место, показали бы ну не все, конечно, но гораздо больше.
...Может, дети из пришкольных лагерей, то и дело заполнявшие эти залы, когда-то тоже будут вспоминать диковинные вещи, увиденные летним днем в музейных стенах. Хорошо бы, они рассказали об этом своим детям и привели их сюда - скажем, на сто пятидесятилетний юбилей.
Светлана КИСТЕНЕВА,
научный сотрудник экспозиционно-выставочного
отдела УГИАХМ