Листая пожелтевшие страницы…
23:04:2008 г.
Просматривая подшивку угличской газеты «Коллективный труд» за 1937 год и читая там кричащие материалы о раскрытых заговорах, о пойманных разоблаченных фашистских наймитов и шпионах, приговоры о расстрелах видных военных и политических деятелей, ловишь себя на мысли, что в такой обстановке страха и клеветы невозможно было иметь светлые помыслы, к чему либо стремиться, совершать подвиги во имя Родины. Но я ошибался! Родина жила и подтверждением тому служат материалы о многих мировых достижениях советских людей, особенно в области авиации. Приведу краткие выдержки из заметок:
6 марта - летчик-орденоносец Фарих совершил большой арктический перелет по маршруту Москва-Уэлен-Москва;
24 марта - летчик П.Г.Головин – арктический перелет Москва - о. Рудольфа;
9 мая - рекордный полет планериста В.Л.Расторгуева – 534 км по прямой за 7 час. 34 мин.;
6 мая - рекордный скоростной полет по кругу в 2000 км с коммерческим грузом в 5 тонн совершил летчик Г.Ф.Байдуков;
29 мая - новый рекордный полет летчика В.Л.Расторгуева;
27 августа - рекордный парашютный прыжок из стратосферы с высоты 11037 м испытателя К.Ф.Кайтанова;
18 сентября - начались испытания нового скоростного спортивного самолета А.С.Яковлева «УТ-1», достигнута скорость 350 км/ч;
24 сентября - закончился спортивный беспосадочный дальний перелет на самолете САМ-5 бис. Летчики А.Н.Гусаров и В.Л.Глебов пролетели 3513 км за 19 час. 59 мин.; -закончились маневры Белорусского военного округа, был высажен воздушный десант – 2200 человек.
Не отставали от мужчин и женщины-пилоты. 22 мая Полина Осипенко выполнила высотный рекордный полет на гидросамолете; 7 августа летчицы Ирина Вишневская и Екатерина Медникова выполнили рекордный высотный полет на спортивном самолете ЯК-9 бис. Но пальму первенства следует отдать, конечно же, «папанинцам»: 21 мая в 11 часов 30 минут самолет с экспедицией пролетел над Северным полюсом и сел на льдину в 20 км по ту сторону полюса. С этого момента и началась знаменитая ледовая эпопея первой научно-исследовательской экспедиции «СП-1» Ивана Дмитриевича Папанина.
Не меньшее значение в мировом масштабе имели дальние беспосадочные перелеты в Америку. Вот что сообщила газета угличанам 20 июня (№137) «Беспосадочный перелет Москва – Северный полюс – Северная Америка. В последний час. Радиограмма, принятая комиссией с самолета АНТ-25 (экипаж Чкалов, Байдуков, Беляков): «5 час. 10 мин. Слушайте меня на волне 54,92 м, передавайте на волне 53,24 м. Нахожусь Углич. Моторная часть работает хорошо. Наилучшие пожелания. Байдуков».
После завершения перелета (22.06.1937) члены экипажа много ездили по стране с выступлениями о нем. Вот, например, что говориться в заметке от 10 августа (№ 167) «Подарок В.П.Чкалову. «Во время пребывания В.П.Чкалова в Рыбинске, рабочие катерозавода подарили ему быстроходный скуттар. Последний хорошо оборудован и имеет мотор, позволяющий развивать скорость до 38км/ч. Скуттар отправлен на родину товарища Чкалова (ТАСС)». Его (скуттар) можно увидеть во время экскурсии в дом-музей Валерия Павловича в городе Чкаловске. Там же находиться и легендарный АНТ-25. А в городе Рыбинске теперь есть центральный кинотеатр и улица имени В.П.Чкалова.
Второй беспосадочный перелет, уже на дальность, в Северную Америку, состоялся 12июня. Экипаж – Громов, Юмашев, Данилин – стартовал в 3 час. 21 мин. со Щелковского аэродрома под Москвой. Самолет АНТ-25, побив все мировые рекорды дальности, приземлился в Северной Америке, в местечке Сан-Джасинто (№152 от 15.06.1937). Казалось, что воздушный мост Москва-Северная Америка налажен, но не обошлось и без жертв. 12 августа в 18 ч.15 мин. Со Щелковского аэродрома на транспортном самолете Н-209 конструкции В.Ф.Волховитинова (№169 от 14.08.1937). Предполагалось выполнить полет по маршруту Москва-Северный полюс-Северная Америка (Аляска). Но, уже в № 171 от 17.08.1937 появилось сообщение от комиссии по перелету: «Самолет пропал, возможно совершил вынужденную посадку на лед – следы экипажа до сих пор не найдены»…
Помимо авиарекордов СССР установил и ряд воздухоплавательных рекордов. Так, 9.10.1937 газета писала: «Первый советский полужесткий транспортный дирижабль «СССР В-6» без посадки и пополнения горючего пробыл в воздухе 130 час. 27 мин., перекрыв расстояние 4800 км от Москвы до Свердловска» Примечательно, что в составе 18 членов экипажа был метеоролог по фамилии Градус. Вторая заметка о воздухоплавателях касается непосредственно угличан. Вот что сообщила газета 30.09.1937 (№199): «Дирижабль «СССР В-1» пролетел над Угличем и приземлился на Ю-В окраине недалеко от смолокуренного завода (это в районе территории лесокомбината). Пополнив баки горючим, дирижабль продолжил полет».
Следует отметить, что советский народ совершал и другие – трудовые подвиги, не мирового – местного масштаба, но это нисколько не умаляет их значения для страны. Об этом тоже писалось на страницах угличской газеты «Коллективный труд» в 1937 году.
В 2008 году приоткроются другие памятные и юбилейные даты в истории Родины и нашего родного Углича, дав пищу для осмысления событий, происходивших много десятков лет назад, позволив краеведам осветить их, рассказав на страницах местной печати.
 
Ю.В.КУРДЮКОВ,
заведующий отделом УИГХМ