Новое в законодательстве о местном самоуправлении
09:02:2012 г.

За истекший год пятнадцать раз вносились изменения в основной закон о местном самоуправлении - Федеральный закон №131 от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее «Закон»), что свидетельствует о постоянном совершенствовании механизма управления, росте активности населения при участии в решении вопросов местного значения.
Особенно, на мой взгляд, значимы последние изменения в Закон, которые были приняты Государственной Думой Федерального Собрания РФ в ноябре и декабре 2011 года.
Так, значительно изменились полномочия поселений, предусмотренные ст.14 и 15 Закона. В частности, к полномочиям поселений отнесено утверждение правил благоустройства территорий поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения;
Теперь, в силу ст.28 Закона правила благоустройства до их принятия должны быть в обязательном порядке обсуждены на публичных слушаниях.
На поселения также возложены обязанности осуществлению мер по противодействию коррупции в границах поселения.
Упорядочена организация работы контрольно-счетного органа муниципального образования, который образуется представительным органом и может быть создан в каждом муниципальном образовании с целью контроля за расходованием бюджетных средств, выявления и пресечения нарушений в бюджетной сфере. Новыми изменениями в ст.38 Закона предусмотрено, что порядок организации и деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования определяется Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», настоящим Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.
Внесены изменения и в Порядок организации и проведения публичных слушаний, который определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний включая мотивированное обоснование принятых решений (ст.28 Закона.10.1.)
В связи с внесением изменений в законодательство о противодействии коррупции Закон дополнен новой нормой - ч.10.1 ст.40 в соответствии с которой полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных настоящим Федеральным законом.
Установлены сроки обнародования уставов муниципальных образований после их государственной регистрации. Так, в соответствии с ч.8 ст.44 Закона предусмотрено, что устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Глава муниципального образования обязан опубликовать (обнародовать) зарегистрированные устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования в течение семи дней со дня его поступления из территориального органа уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований. Таким образом, данные изменения направлены на соблюдение прав граждан при ознакомлении с основным документом муниципального образования - уставом.
Все вышеперечисленные изменения в обязательном порядке подлежат отражению в уставах муниципальных образований, в связи с чем руководителям представительных органов района и поселений в порядке ст.9 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» направлены информации.

Н.М.ЕЛИСЕЕВА,
заместитель межрайонного прокурора