Оказание помощи людям, терпящим бедствие на воде
18:10:2011 г.

Судоводителю, оказывающему с использованием маломерного судна помощь людям, терпящим бедствие на воде, могут пригодится следующие рекомендации:
1.    Способы подхода к тонущему или упавшему за борт человеку следует отработать на практике, используя для этого спасательный круг или другие плавающие предметы в качестве «человека за бортом».
2.    Три длинных звуковых сигнала, поданных с большегрузного (пассажирского, рыболовного и др.) судна, означает что за бортом оказался человек, либо замечен тонущий. Услышав этот сигнал, судоводитель маломерного судна обязан принять участие в спасательной операции, так как на катере (моторной лодке) потребуется значительно меньше времени на оказание помощи, терпящему бедствие на воде, чем на большом судне, да и подход (маневрирование) к тонущему человеку осуществлять легче и безопаснее.
3.    Не следует стараться подходить к тонущему человеку вплотную, особенно при волнении и свежем ветре, так как спасаемого можно травмировать.
4.    Не нужно пытаться набросить спасательный круг на голову тонущего, это может его оглушить. Круг следует бросать так, чтобы он оказался недалеко от тонущего с наветренной стороны.
5.    Отпорный крюк для подтягивания к борту тонущего за одежду, ремень и т.п.
используется только в крайних случаях (человек без сознания и не может схватиться за спасательный круг или бросательный конец). Поддевание крюком человека снизу (из-под воды) может привести к нанесению серьезной травмы.
6.    При плохой остойчивости маломерного судна подъем пострадавшего безопаснее осуществлять с кормы (через транец) или носа. Если эти попытки оказываются безуспешными, то следует прибегнуть к помощи другого более остойчивого судна, а если такой возможности нет, то, придерживая пострадавшего возле борта, осторожно отбуксировать его к берегу (на мелководье).
7.    При подъеме пострадавшего на высокобортное судно или при необходимости буксировки его к берегу по воде, целесообразно обвязать спасаемого на уровне груди канатом, используя беседочный узел. Применение удавки или другого затягивающегося узла недопустимо.
8.    В случае нахождения вблизи друг от друга нескольких тонущих людей, маневрирование должно осуществляться так, чтобы поочередно подойти к каждому из них (предварительно подав им спасательные круги, концы и т.д.). При маневрировании следует избегать непродуманных поворотов с работающим двигателем, чтобы не ударить кого-нибудь из тонущих корпусом, штевнем или винтом.
9.    Подъем тонущего на борт катера с подводными крыльями следует производить как можно дальше от крыльевых устройств, чтобы не нанести травм.

А.А.ГУСЕВ,
государственный инспектор

по маломерным судам инспекторского
участка г.Углича Центра ГИМС МЧС России
по Ярославской области