Обеспечение живучести судна при обледенении |
18:10:2011 г. | |
Для подавляющего большинства маломерных судов с наступлением холодов навигация заканчивается. Однако некоторые судовладельцы продолжают выходить в плавание до становления льда и могут оказаться в условиях, приводящих к обледенению судна.
Обледенение - явление крайне опасное, так как приводит к потере остойчивости судна и, если не принять своевременных мер по его освобождению ото льда, опрокидывание судна неизбежно. Обледенение судов происходит при температурах наружного воздуха ниже 0°С и при температурах забортной воды ниже 8°С. Наиболее значительное обледенение наблюдается в результате забрызгивания судна. Максимальная интенсивность обледенения установлена при следовании судна на курсовых углах 15°- 45° по отношению к направлению ветра и бегу фронта волн. Сильное обледенение может иметь место при плавании и в штилевую погоду с температурой воздуха от 1 до -5°С.Обледенение происходит в результате обильного парения, тумана или переохлажденных осадков. Судоводителям маломерных судов настоятельно рекомендуется не выходить в плавание при условиях, способствующих обледенению, чтобы исключить неоправданный риск. Но если обледенение все-таки застало маломерное судно в плавании, то борьба с этим явлением сводится к следующим мероприятиям: 1. При снижении температуры наружного воздуха до значений близких к 0°С, вести непрерывное наблюдение за частотой забрызгивания судна и началом отложения льда на судовых поверхностях. Немедленно направить судно к ближайшему убежищу. 2. При угрозе обледенения судна привести в готовность имеющиеся средства борьбы с ним. 3. Выбирать такие курсовые углы и скорости судна, при которых его забрызгивание и заливание будут наименьшими. 4. Попеременно изменять курс судна, приводя направление ветра на правый и левый борта с целью устранения неравномерности обледенения бортов и возможности получения судном статического крена. 5. Не допуская снижения остойчивости до опасных пределов, удалить лед с соблюдением техники безопасности в первую очередь с высоко расположенных конструкций. 6. Из-за отсутствия на маломерных судах термических средств, удаление льда производится, в основном, с помощью ручных средств (ломы, топоры, скребки, пешни, лопаты и т.п.) с одновременным применением соли и противообледенительных смесей. 7. Постоянно следить и регулярно откалывать лед со штормовых портиков и отверстий, обеспечивающих беспрепятственный сток воды с палубы. 8. При возникновении статического крена из-за несимметричного обледенения, околку льда необходимо производить в первую очередь с высоко расположенных конструкций накрененного борта. 9. При значительном обледенении носовой оконечности и появления дифферента на нос, околка льда производится в первую очередь носовых конструкций. 10. Вести тщательный контроль за водонепроницаемостью корпуса. Если справиться с обледенением своими силами невозможно - следует запросить помощь по телефону Государственной инспекции по маломерным судам г.Углича - 8 (48532) - 9- 23-76, или телефону единой службы спасения - 01.
А.А.ГУСЕВ,
государственный инспектор по маломерным судам инспекторского участка г.Углича Центра ГИМС МЧС России по Ярославской области |