О воспитании
11:04:2008 г.
9 лет назад я приехала в Углич из Сургута. Бывший педагог. К официальным бумагам – просьбам, жалобам, заявлениям, письмам в газету – всегда имела стойкое отрицание, но под конец жизни превозмогла себя и вот почему.
Наблюдая жизнь Углича, читая местную прессу, прихожу к мысли, что многие благие намерения так и остаются на бумаге. Наш город напоминает Рим в эпоху Нерона или екатерининские деревни. Да, строятся красивые особняки, гостиницы, есть нарядный центр, но сделай шаг в сторону, и ты увидишь помойки, мусор, разбитые скамейки, исписанные автобусные остановки, грязные обклеенные стены домов, людей, скачущих через ямы, лужи, даже в центре по плиткам в дождь и снег идти нельзя – сломаешь ногу или руку, так скользко! Идешь по набережной от Дома культуры и любуешься не красавицей-Волгой, а набережной грехов: пьяная молодежь с банками пива, бутылками, пакетами, молодые папаши-мамаши с колясками или детками постарше пьют, ругаются матом и дети «обедают» с ними, и все отходы, мусор тут же под скамейку. Вроде и закон есть, запрещающий распивать алкоголь в общественных местах, но, видно, исполнять его некому.
Теперь другое. В домах по 30 лет не было ремонта, а если и сделан косметический ремонт подъезда, то его надо хоть как-то уберечь от подростков, которые пишут на стенах, оставляют сажу от спичек на потолке. Порой и сами жильцы не соблюдают правила пользования общими местами, а на замечания отвечают бранью и оскорблениями, и все никак не поймут, что, приватизируя или покупая квартиру, они становятся собственниками части площадки, лестницы, подвала, и все это надо содержать в чистоте. Так могут ли такие родители правильно воспитать ребенка, привить уважение к людям, соблюдение правил общественного порядка?
Недавно прочитала заметку «Приходите в 6-ю школу». Там, в школе, работают кружки, секции, и для взрослых она открыта, но желающих немного. Почему? Просто пригласить молодежь для беседы, так и придет 10-15 человек, а в ходе разговора еще и уйдет половина. К таким разговорам нужна разъяснительная работа через школу, родителей, трудовые коллективы, и не обещать молодежи только развлечения, а заинтересовать их перспективой полезной деятельности на благо самого себя, семьи, города.
Наше прошлое сейчас охаивают переписывают, шельмуют, хотя многие ныне преуспевающие получили знания и дорогу к своему сегодняшнему благополучию из этого прошлого. Раньше мы, учителя, с помощью власти, спортивно-трудовых лагерей выполняли задания по очистке и озеленению города, часть ребят закрепляли за наставниками с производства, другие работали в парниковых, птицеводческих хозяйствах, заготавливали ягоды, грибы. Школы заключали договора с южными хозяйствами и уезжали на месяц-полтора собирать фрукты-овощи. Там 4 часа в день поработаем, а потом – море, экскурсии, дискотеки, кино... И сейчас еще есть связи с Краснодарским краем, Белоруссией и даже зарубежьем. Почему бы наряду с экономическими вопросами не решать вопрос молодежи?
Читаю в газете вопросы: «Куда идти работать в нашем городе? На стройку, в дворники, продавцом, на тропу?» А чтобы Вы хотели в 16-17 лет, без опыта? Да, начни с малого! Все берем пример с Запада, но не тот, какой надо. А там дети с 13-14 лет уже работают по субботам-воскресеньям в Домах престарелых, убирают квартиры, разносят почту, собирают клубнику… И не надо думать с раннего возраста о том, как бы стать богатым и при этом потратить как можно меньше умственных и физических усилий!
Из своих окон я наблюдаю (конечно, поверхностно) школу №7. И ни разу я не видела, чтобы малышей проводила учительница. Ведь не всех встречают родители. А дети устраивают драки, среди них есть больные диабетом, с плохим зрением, аллергией… В 16.00 школа закрыта со всех сторон, в каникулы она «молчит», спортивный корт бездействует: летом – трава по пояс и мусор, зимой – сугробы по колено и… опять тот же мусор.
Для того, чтобы воспитать трудолюбивых, читающих, неравнодушных необходимо совместные усилия семьи, школы, власти. Не только семьи, как считает депутат Госдумы тов.Иванова, которая хочет установить «комендантский» час для подростков и наказывать родителей за его несоблюдение. Или же как, например, один местный милиционер убежден, что школа должна только учить, а родители воспитывать.
Школа обязана быть воспитателем и детей, и семьи. В школе работают педагоги – то есть люди, ведущие практическую работу по воспитанию, образованию и обучению детей, молодежи.
Гражданин воспитывается с детства и на его воспитание влияет окружающая среда. Задача же власти поддерживать семью и детей, материально и духовно их развивая, а общественность (жаль, что, в основном, это только пенсионеры!) должна в этом помогать.
 
И.В.ЧЕМЛЯКОВА,
пенсионерка