«Шопениана» и «Болеро» на угличской сцене
22:03:2011 г.

Недавно на сцене угличского Дворца культуры вновь выступала труппа артистов известного во всем мире Имперского русского балета - 13 марта его художественный руководитель заслуженный деятель искусств Российской Федерации Гедеминас Таранда представил новые для угличской сцены одноактные балеты «Шопениана» и  «Болеро».
В первой части балетного спектакля, поставленной на музыку Ф.Шопена, танцевальная композиция выстраивалась по принципу чередования контрастных номеров. Сквозной объединяющей линией здесь была прекрасная музыка Шопена, говорящая о счастье и любви, причем основное внимание балетмейстера, ставившего танцы, здесь сосредоточено на передаче различных нюансов чувств и переживаний. Впервые "Шопениана" была поставлена в 1909 году всемирно известным русским балетмейстером Михаилом Фокиным, который  вошел в историю русского и мирового балета как замечательный экспериментатор, придавший искусству танца новую выразительность.
После антракта угличанам представили своеобразный дивертисмент, состоящий из  эффектных сольных номеров из балетов П.И.Чайковского и современного французского балета, танец которого очень понравился нашим зрителям.
Завершился спектакль оригинальной хореографической композицией на музыку «Болеро» Мориса Равеля. Примечательно, что Bolero - произведение для оркестра, первоначально было задумано именно как музыка для балетной постановки. Написанное Равелем в 1928 году, «Болеро» впервые было исполнено в том же году в парижской «Гранд-Опера» и по свидетельствам очевидцев того премьерного спектакля на сцене «…слабо освещенная комната в испанской таверне; вдоль стен, в темноте, за столами беседуют гуляки; посреди комнаты большой стол, на нем танцовщица начинает танец... Гуляки не обращают на нее внимания, но постепенно начинают прислушиваться, оживляются. Их все больше захватывает наваждение ритма; они поднимаются со своих мест, приближаются к столу; необычайно возбужденные, они окружают танцовщицу, которая с триумфом заканчивает выступление…». Правда, по замыслу самого М.Равеля действие должно было проходить на открытом воздухе, на фоне стены заводского корпуса…
Как отмечает известный искусствовед Александр Майкапар, «Болеро» приобрело особую популярность из-за «…гипнотического воздействия неизменной множество раз повторяющейся ритмической фигуры, на фоне которой две темы также проводятся много раз, демонстрируя необычайный рост эмоционального напряжения и вводя в звучание всё новые и новые инструменты». Магию этой музыки, усиленную интересным световым решением, необычными костюмами и хореографией, почувствовали угличские зрители, пришедшие в тот день на балет.
И лучшей оценкой балетному искусству, красоте спектакля, представленного 13 марта на сцене ДК Имперским русским балетом (худрук.Гедеминас Таранда), стали долгие, несмолкающие аплодисменты угличан…

Тимур МУЗИПОВ