Воспитание - дело общее
08:10:2010 г.

На мой взгляд, разговор на такую сложную тему необходимо начинать с мировоззрения человека, поскольку это очень важно в современном обществе. Человека создал Бог - утверждают идеалисты. Человек возник благодаря изменениям в природе - утверждают приверженцы материалистического понимания мира. Человек создавал себя сам - утверждаю я, автор рукописи «Теоретические Основы Гуманистической Философии». Но, к сожалению, у нас писать о гуманизме не принято, поскольку политические вожди термин «гуманизм» стараются не произносить вовсе, поскольку это для них непонятное явление. Такая постановка вопроса свидетельствует о том, что о гуманизме ничего не говорят не только российские политические деятели всех уровней, но и зарубежные, которые не знают, как грамотно говорить о гуманизме.
Материалисты П.В.Алексеев и А.В.Панин в учебнике «Философия» (МГУ. Изд. 2001 г.) рассуждая о творчестве Платона, пишут: «Социальная справедливость, как он полагал, будет в обществе тогда, когда она будет внутри души каждого человека, каждого сословия. Для этого каждому требуется осознать своё природное и законодательное предназначение; «заниматься своим делом и не вмешиваться в чужие, - отмечал Платон, - это и есть справедливость»; но авторы учебника не сомневаются в правильности трактовки Платона справедливости, я же считаю его мысль заблуждением. Действительно, не следует никому входить в кабину самолёта и указывать пилоту, как ему вести самолёт, как не следует мешать хирургу в проведении операции, но, тем не менее, считаю, что среди людей есть некие общие дела, в которых, по мере возможности, должен вмешиваться каждый человек, считающий, что воспитание молодёжи - это дело общее, а не одних педагогов или воспитателей.
«Так кто виноват и что делать?» - задаёт вопрос автор статьи Т.Павлова, что для меня означает, что его задал человек, придерживающийся материалистических убеждений. Я не задаю себе таких вопросов, поскольку давно понял, что люди несовершенны и необходимо говорить о причинах несовершенства поведения людей, а не искать виноватых, тем более, что виноваты мы все, все, без исключения. Мне непонятно другое, почему Т.Павлова говорит о хулиганстве только подростков, умалчивая факты хулиганства взрослых, с которых подростки могут брать дурной пример, подражая их поведению. Я считаю, и не сомневаюсь в этом, что хулиганство, вообще, необходимо рассматривать, как негуманное поведение одних людей по отношению к другим и предлагаю обратить внимание на высказывание ещё одного материалиста.
Автор учебника «Педагогика» (Изд. 1999 г.) И.Ф.Харламов пишет: «В число активистов подбираются, как правило, наиболее деятельные и пользующиеся уважением среди своих товарищей школьники. Поэтому изучение деловых и личных качеств учащихся и их положения в системе межличностных отношений является одним из существенных условий правильного подбора активистов и предотвращения появления так называемых неформальных лидеров». Мне не совсем понятны критерии отбора подростков, которым пользуются педагоги, непонятно, насколько их выбор может быть объективен, но могу с уверенностью говорить, что «неформальные лидеры» всегда были среди людей и всегда будут. Очень жаль, что материалист И.Ф.Харламов не понимает, что невозможно руками закрыть от людей Солнце.
В заключении скажу только одно, необходимо чтобы каждый человек сделал для себя выбор, ответив самому себе на вопрос - кто я? Идеалист, верящий в Бога, или материалист или гуманист, отвергающие божественное происхождение человека, но имеющий разные трактовки в понимании его возникновения?...

С.Б.МОРДАСОВ