О безопасности людей на воде
12:03:2008 г.
Еще не закончилась зима, не сошел лед, и инспекторы ГИМС (Государственная инспекция по маломерным судам МЧС России) во всеоружии следят за соблюдение правил поведения людей на льду водоемов, готовые в любой момент придти на помощь. Однако в преддверии нового сезона и открытия навигации пора задуматься о безопасности людей на воде. Сегодня речь пойдет о маломерных судах. 
Под термином «маломерное судно» понимаются суда, которые поднадзорны ГИМС МЧС России. В соответствие с утвержденным Российской Федерацией Положением о ГИМС МЧС к таким судам относятся:
самоходные суда внутреннего плавания и иные плавучие объекты вместимостью не менее 80 тонн с главными двигателями мощностью менее 55 кВт или с подвесными моторами независимо от мощности, водные мотоциклы (гидроциклы) и несамоходные суда вместимостью менее 80 тонн (кроме принадлежащих физическим лицам гребных лодок грузоподъемностью менее 100 кг, байдарок – менее 150 кг и надувных безмоторных судов – менее 225 кг), эксплуатируемые во внутренних водах.
В последние годы участились случаи вывода на воду незарегистрированных маломерных судов гражданами, не имеющими удостоверения судоводителя. В основном, это происходит от незнания.
Никого не удивляет наличие номерных знаков на транспортных средствах, водительских прав у водителей, дорожных знаков, устанавливаемых вдоль проезжей части, необходимость соблюдения правил дорожного движения. Так почему же наличие определенных правил судоходства на участках рек и других акваторий с судовым ходом вызывает у некоторых граждан недоумение?
Правила плавания по внутренним водным путям во многом строже правил дорожного движения, и строгость эта продиктована опытом и знаниями не одного поколения моряков и речников, и многими спасенными жизнями. Анализ происшествий, связанных с маломерными судами, показывает, что в 80% несчастных случаев, сопряженных с гибелью людей, случилось на незарегистрированных судах или на судах, не прошедших технического обслуживания. Только в последние годы, после принятия соответствующих приказов по МЧС, значительно сократилось количество чрезвычайных ситуаций с участием плавсредств на участках с устойчивым судоходством.
Прежде чем садиться за руль транспортного средства (ТС), будь то мопед, мотоцикл или автомобиль, граждане хорошо представляют себе какие документы им необходимо иметь с собой, чем должно быть укомплектовано ТС до выхода его на дорогу и какие меры безопасности нужно при этом применять. Т.е., требования ГБДД в основной массе выполняются. Требованиями же ГИМС – либо от нежелания их знать, либо от вечной надежды на русское авось – как правило, почему-то пренебрегают!
Приобретая автомобиль, вы не заботитесь о покупке и самостоятельной установке на него ремней и подушек безопасности. Это делает за вас производитель. Вы лишь приобретаете огнетушитель, аптечку и знак аварийной остановки, да и то, в большинстве случаев современные автомобили уже на заводе укомплектовываются всем необходимым. В комплектации же маломерного судна, в лучшем случае, вам помогут в магазине при его покупке, но в основном, необходимо заняться этим самому.

Требования ГИМС по укомплектованию
маломерных судов спасательными
противопожарными и сигнальными
средствами


Маломерные суда должны иметь отличительные огни, световые и звуковые сигналы, расположенные и технические характеристики которых соответствуют требованиям ППВВП (Правила плавания по внутренним водным путям), МППСС (Международные правила предупреждения столкновения судов), местных правил и правил пользования водными объектами.
Любое судно, независимо от района плавания, должно быть снабжено индивидуальными спасательными средствами, соответствующими требованиями стандартов и окрашенными в оранжевый цвет с нанесенным на них бортовым номером (названием) судна. Их количество должно соответствовать числу людей на судне.
На гребных лодках лодочных прокатных станций разрешается иметь один спасательный круг.
На каждом судне должна быть укомплектована медицинская аптечка для оказания первой медицинской помощи.
Все моторные и парусные суда должны иметь комплект инструментов для производства ремонта, включающий в обязательном порядке ножовку по металлу, а парусные суда, кроме того, средство для перерезания такелажа в экстремальных условиях.
Требования, изложенные в таблице, распространяются на суда как индивидуальной, так и промышленной постройки. Кроме того, все суда, независимо от района плавания, кроме гребных лодок (лодочных) прокатных станций, должны иметь фальшфейеры красного огня, а на судах, эксплуатируемых в прибрежной части морей и на больших озерах следует иметь дополнительно ракеты бедствия парашютные.
Основанием для оценки технического состояния как «годное» является наличие, исправность предметов снабжения и их вышеперечисленным требованиям. Основанием для оценки технического состояния как «ограниченно годное» является наличие, исправность предметов снабжения и их соответствие вышеперечисленных предметов снабжения или их неисправность. Кроме этого, судоводитель должен иметь удостоверения на право управления маломерным судном с отметками о разрешенных районах плавания, судовой билет и технический талон текущего года.
Помните! В полную грузоподъемность вашего судна входит не только вес перевозимого груза и пассажиров, но и мотор, запас топлива и прочее снаряжение. Запрещается не только управлять судном в состоянии опьянения, но и перевозить на нем нетрезвых пассажиров.
По вопросам прохождения регистрации маломерных судов и обучения судовождению можно обращаться в ГИМС МЧС России по Ярославской области. Телефон 2-07-22, с 8 до 17 часов, выходной – суббота, воскресенье.

Н.З.РЫХЛИЦКИЙ,
государственный инспектор
инспекторского участка города Углич