«Призрак» на дорогах
12:03:2008 г.
С 17 февраля в Угличе по маршруту №1 начал «ходить» дополнительный автобус ОАО «Угличского АТП». Договор по реализации данного рейса был заключен с районной администрацией. Для чего это было сделано и к каким последствиям привело, читайте в нашей статье.   
Скорей всего, этот широкий жест перед выборами был сделан для того, что бы хоть как-то возместить длительное отсутствие внимания к проблемам жителей левобережной части города. Что подтверждается и сроком действия договора – всего до 1 (!) апреля.
Ранее на левый берег Углича ходил один автобус и четыре маршрутных такси. Раз в час к остановке на левом берегу подходила «маршрутка» №1 индивидуального предпринимателя С.А. Плохова. И вот вполне обычный рейс перестал приносить доход – за четыре дня работы автобус не принес ни рубля! Причиной столь неприятного для предпринимателя события послужил щедрый «подарок» районной администрации жителям левобережья – второй льготный автобус, идущий по маршруту №1.
За каждый отработанный день нужно и водителю, и кондуктору заплатить, и оплатить бензин. В общем, день неудачной работы одной машины встает предпринимателю где-то в 2000 руб. Понеся столь весомые убытки, предприниматель С.А.Плохов снял с рейса автобус, который ходит по маршруту №1. В результате, в подвешенном состоянии (до 1 апреля!) оказался и сам предприниматель, и четверо его сотрудников. Получилось так, что имея на руках договор на перевозки, частное АТП не имеет возможности его осуществить.
Мы решили узнать мнение перевозчиков по поводу появления «автобуса-призрака».
– Мы не против инициативы района «подарить» жителям левобережья льготный автобус, - говорит заместитель директора одного из частных автотранспортных предприятий. - Мы против того, чтобы у нас отнимали работу. Расписание рейсов нужно было согласовать с городской администрацией, которая занимается транспортом, собрать перевозчиков, спросить их мнение. В конце концов, льготный маршрут можно пустить по времени и после коммерческого рейса – все равно на нем будут ездить, а частники и так страдают от повышения цен на бензин.
Конечно, у городской администрации могут возникнуть претензии к С.А.Плохову по несоблюдению договора о работе маршрута. Но зачем отправлять в рейс автобус, который будет перевозить лишь воздух?!
Так однозначен ли этот «подарок» районной администрации для жителей города?
Конечно, неплохо иметь возможность в два раза чаще передвигаться по городу на льготном автобусе, но ведь есть законы экономики!
Дело в том, что регулирование тарифов на автоперевозки общественным транспортом осуществляется Правительством Ярославской области, а компенсация убытков перевозчиков возлагается, в основном, на органы местного самоуправления. Так, в 2007 году ОАО «Угличское АТП» получило из собственных доходов городского поселения Углич субсидию 550 тыс. рублей и из областного бюджета – 617 тыс. рублей. Администрация УМР не посчитала нужным оказывать финансовую помощь городским перевозкам. При этом само автопредприятие оценивает свои убытки от городских автоперевозок в сумме 3800 тыс. руб.
В результате проведена оптимизация количества рейсов автобусов по городу и ОАО «Угличское АТП» было вынуждено отказаться от пяти маршрутов, передав их маршрутным перевозчикам. Тем самым удалось сохранить действующее расписание и стоимость проезда в маршрутных такси и автобусах. Существующее расписание движения выверялось по пассажиропотоку и пропускной способности остановочных пунктов. А так как, общее число пассажиров в городе не меняется, то неконтролируемое увеличение количества общественного транспорта неизбежно приведет к конкурентным гонкам такси, пробкам на остановочных пунктах и ростом тарифов на перевозки что, на мой взгляд, недопустимо. Таким образом, районная администрация, превысив полномочия, данные Законом, и попытавшись на свой лад вмешаться в проблему городских автоперевозок, только усугубила ее.
Дух и буква Федерального Закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в российской Федерации» предполагает решение вопросов местного значения в пределах своей компетенции всеми уровнями муниципальных образований. И если бы руководство Угличского муниципального района ответственно подошло бы к своему полномочию по выравниванию бюджетной обеспеченности поселений, то проблемы с транспортным обеспечением населения просто не существовало.
Карина ЖИДКИХ