Спрос и предложение
14:04:2009 г.

Богатство ассортимента – одно из основных условий удачной торговли. Но в наших продовольственных магазинах количество наименований продукции зачастую довольно ограничено и в разных торговых точках не слишком различается по ассортименту. Почему это происходит и с чем связано, мы и попытаемся выяснить сегодня, опираясь на мнения нескольких опрошенных нами местных предпринимателей.

В первую очередь можно предположить, конечно, что небогатый ассортимент – недоработка владельцев оптовых баз, откуда и поступает в основном продукция в наши магазины. Действительно: возьмем, к примеру, мясную продукцию – на прилавках можно увидеть лишь несколько наименований фирм-производителей – в основном Останкино, Черкизово, Ярославль, Ростов.
Но дело в том, что продукцию, которая будет продаваться в магазинах, выбирают владельцы торговых точек. А они исходят, в первую очередь, из желаний покупателя. «Спрос рождает предложение» – гласит один из законов экономики. То есть, выбирается та продукция, которая лучше реализуется. Оптовики же лишь предлагают выбор.
Потребители, как правило, осторожно относятся к продуктам питания, новинкам предпочитая уже зарекомендовавшие себя товары, что вполне логично. Однако, вспоминая, как изменился ассортимент за прошедшие 3-4 года, нельзя сказать, что развитие торговли в этом плане стоит на месте. К тому же, как утверждают индивидуальные предприниматели, фирма-производитель редко выдерживает качество своей продукции достаточно долго. Появившись на рынке, хорошо зарекомендовав себя, завоевав хорошую репутацию и, следовательно, хороший спрос, производители впоследствии «расслабляются» и начинают снижать качество товара,  который из-за этого теряет покупателей. Возможно, по этой причине с прилавков многих угличских продовольственных магазинов пропали таганские колбасы, продукция Кампомоса и др., а их место заняли продукция Останкинского и Черкизовского мясоперерабатывающих комбинатов. Недавно появилась также продукция завода «Сокольники», которая пока удовлетворяет запросам покупателя. То есть, замена ассортимента происходит вполне естественным путем: существует спрос на определенные продукты, достаточно качественные – качество снижается – спрос падает – продукция не реализуется – выбираются новые производители, качество товара которых отвечает высокому спросу.
Существуют, однако, фирмы, которые, удачно зарекомендовав себя, стараются поддерживать репутацию – «Рамоз», например, с момента своего появления выпускает молочные продукты высокого качества и потому уже несколько лет находится на прилавках магазинов. В целом же, ассортимент товаров меняется примерно раз в два года.
В итоге получается, что ассортимент, по крайней мере, продуктовых магазинов, формируют сами покупатели, обеспечивая высоким спросом реализацию товара той или другой фирмы. Ведь именно от наиболее полного исполнения желаний покупателя напрямую зависит выгода предпринимателя.

Наталья СЕРОВА