«Кажется, я заново влюбляюсь в свой город»
23:09:2023 г.

Идеальные дороги, комфортные дорожки в парке, новое освещение, придающее аллеям уют – все это новый облик Углича.

Большая работа еще продолжается, но изменения уже налицо. Ярославские журналисты отправились на прогулку в Углич, чтобы узнать, что думают угличане об обновлении родного города.

Долгожданное обновление

Въезд в город удивил: много лет сюда вели изрытые ямами дороги, сейчас же – зеркало асфальта. Сразу продумана и безопасность на дорогах: интересное решение – пешеходная «зебра» подсвечена вечером, полоски флуоресцируют и видны водителям издалека. Пешеходные зоны тоже радуют: когда-то здесь были неровные тропинки в темноте, а сегодня – современная плитка, весь центр сложился в единый ансамбль, тут приятно гулять не только днем, но и вечером, при мягком освещении новых высоких и низких фонариков.

К такому виду город шел долго. Фонд архитектуры исторического Углича, учрежденный администрацией города в 2013 году, разрабатывал проекты, затем прорабатывались вопросы финансирования – в итоге Фонд проинвестировал более 50 млн рублей в развитие Углича, также город получил и грант в размере 75 млн рублей на реконструкцию центра, федеральный бюджет также выделяет средства на ряд работ. Серьезные усилия привели к тому, что незаметно, но верно Углич приближается к своему новому облику.

Прогулявшись по дорожкам парка, решаем выпить американо. Вадим уже давно продает кофе на центральной площади Углича. И ему изменения нравятся: «Да, частично деревья сносят – но зато парк становится более ухоженным. Мы довольны улучшением города. Еще бы местные жители уважительнее относились к тому, что делается в городе!», - сетует Вадим.

«Вот только поставили новые красивые фонари – а какие-то хулиганы их уже разбили. Что за отношение к чужому труду, к тому, что для тебя делают? Много вандализма. Очень обидно, что ломают созданную красоту. С тем, что сами же местные жители не ценят порой то, что для них делают», - соглашается и 28-летняя Екатерина, продавец сувениров. И добавляет: «Раньше парк был огорожен и закрывался на ночь, но теперь забор убрали. В итоге вечером сюда приходят хулиганы и все ломают, очень жаль».

«А все потому, что для нашего поколения это важно: мы-то знаем, как было раньше и как стало сейчас. А молодежь подчас этим не дорожит, не бережет то, что делается. Вот и ломают», - объясняет 63-летний Сергей, который держит на набережной прокат катеров.

Но все же и среди юного поколения масса ребят, которые очень рады новому лицу своего города. «Наконец-то у нас есть ровные дорожки!» – делится запыхавшийся 14-летний Матвей. Вместе с другом,  16-летним Кириллом, они вовсю гоняют на велосипедах по площади, красиво вымощенной плиткой.

«Теперь нам есть где покататься. Конечно, мы и раньше ездили, но было намного хуже, на дорогах были настоящие кратеры. Да и вообще, стало интереснее – уже не хочется сидеть дома, тянет в город, на прогулку», - говорит Матвей. «Нам, молодежи, стало интереснее в собственном городе. И детских площадок стало больше, и ставят разные качели, батуты, лавочки. Я люблю Углич. После школы хочу остаться здесь – жить и работать. То, что мой родной город становится современнее, меня очень радует», - добавляет он.

Лавочка для баяниста

За время работ по реконструкции Углича идет благоустройство исторической части города, а также различных городских территорий и ландшафта. Меняется и экологическая ситуация, и социальная. Ведь в городе появляются новые зоны отдыха. А почти уже лесные заросли в центре города постепенно сменяются на продуманное дизайнерами расположение зеленых насаждений. А в скверах и парках стало очень много лавочек, есть где присесть и пожилым угличанам, и мамам с малышами. Причем работы ведутся продуманно, ведь предварительно было проведено масштабное градостроительное исследование, чтобы определить, какие территории требуют обновления, в каких направлениях надо работать. Угличане вдруг ощутили себя пешеходами и действительно жителями города: можно ходить по красивым тротуарам и дорожкам, а не по бездорожью и протоптанным тропинкам. Разработаны и веломаршруты, информационная городская навигация, вовсю идет реставрация памятников.
«Вот я раньше сидел на кофре моего баяна. Тут ведь не было ни одной скамеечки, а теперь – удобная лавочка, сижу на ней, играю для людей», - делится радостью 84-летний Николай Николаевич. Ему не дать его лет, сказывается трудовая закалка: за плечами Николая Николаевича 70 лет стажа. Когда-то работал трактористом, а потом экскаваторщиком, крановщиком, бульдозеристом, мастером в «Станкотехе», да и сейчас каждое утро – зарядка. А еще уже 70 лет играет на баяне. Вот какие люди живут в Угличе!

А его супруга 77-летняя Валентина Николаевна, когда-то трудившаяся мастером на Угличском часовом заводе, соглашается: «Обновление города – это большое дело. Стало в нашем Угличе намного красивее. Всего три года – а уже такие серьезные преображения! Даже дома у нас новые строят. А еще, говорят, восстановят и мостик деревянный через ручей в Угличе, по которому раньше туристы ходили к Кремлю. Это тоже важно - восстановление исторического облика. При этом и современности городу прибавили – все в комплексе делают. Кто все это делает? И администрация города во главе с мэром Курициным, и бизнесмены. Знаем, что к этой работе подключена и компания «АгриВолга», а ее владелец Сергей Бачин и свои средства вносит, и привлекает государственные. Большие молодцы».

«Это теперь город для нас и наших детей»

Новые возможности отдыха в городской среде сразу оценили родители-угличане. На лавочках в парке, на аллеях, бульварах  - везде мы встречали мам и пап с колясками, с детьми на самокатах, велосипедах. «Я в Угличе два года, и то, как меняется город, мне очень понравилось!», – говорит 36-летняя Виктория, мама двоих детей. «Стало много лавочек и детских площадок, а мы как раз прямые пользователи всего этого. Все делают правильно», - добавляет она.

«Я как отец точно отмечу – появилось больше возможностей погулять с детьми. Реально стало больше детских площадок», - отмечает 28-летний Николай, гуляющий с двумя малышами.

«А мы приезжаем сюда к родителям мужа из Ярославля – и поражены такими новшествами. Вечером гуляешь  - как в Москве! Все подсвечено, так красиво! Муж говорит, что город оживился. Стало приезжать и больше туристов – не только по воде, а просто путешествующих. Ну это еще и потому, что дороги починили. Можно за свой автомобиль не переживать», - замечает 28-летняя Виктория, сотрудник банка.

«Верно! Для меня новые угличские дороги – вообще самое важное, я каждый день езжу сюда на работу из пригорода. Наконец-то с ветерком и быстро», - говорит 26-летняя Диана, администратор отеля.

«Наш Углич Москвы не хуже!»

Вообще многие угличане сравнивают ремонт в их городе с московскими преображениями. «Москва тоже долго терпела всякие ремонты, перегороженные улицы. Ну и что, мы тоже потерпим! – говорит 35-летний Михаил. – Ругали-ругали московские власти, а теперь – любо-дорого посмотреть. Какая Москва-то стала! И Углич наш не хуже. Смотрите, как здорово стало в центре. Красивая плитка, освещение. Тут вон раньше вечером и ходить было боязно. Ну и народу поэтому не было. А теперь – дорожки, освещение. Скоро вот танцплощадку тут откроют, работа идет. И конечно, это притягивает людей. Вечером теперь многие стекаются сюда, в центр, в парк, на набережную, хочется степенно, с достоинством пройтись. Чувствуешь сам к себе уважение, и к городу, так что только спасибо можно сказать тем людям, которые вкладывают свои силы и средства».

Что касается архитектурного освещения, то ведь оно действительно выполняет одну из важных городских функций – формирует общий образ города, создает настроение, атмосферу. Дарит комфорт. Урбанисты замечают, что правильный свет в городе избавляет от ощущения «архитектурно-светового загрязнения». Ну и, конечно, подчеркивает какие-то важные точки, архитектурные объекты.

«Например, недалеко от нашего дома стоит старинное здание пожарной части, - снова рассказывает Сергей. – А теперь его так красиво подсветили, совсем другое дело. Удалось еще и очистить окружающую территорию от зарослей – деревья-сорняки порой уже так закрывают интересные объекты, что не рассмотреть. Здорово в целом, что в Угличе стало много света. Вечером жизнь продолжается. Мы вот с женой ходим тут по вечерам, гуляем. И буквально на каждой неделе замечаем изменения. Да, понимаем, что рабочих рук не хватает, поэтому не все успевают быстро. Ну уж как получается. Но я очень доволен, что наконец-то какие-то федеральные средства начали приходить на угличскую землю. Город меняется буквально на глазах».

За и против

Конечно, никогда масштабные работы по преображению городов не обходились без критики самих горожан. Вот и угличане тоже не только внимательно следят за изменениями, но и высказывают критические замечания. Порой это и полезно: есть что учесть и подкорректировать планы.

Скажем, много споров вызвали разговоры о том, что в Угличе хотят массово спилить деревья. Однако это не так, ведь массовая рубка насаждений в городе, конечно, невозможна. Идея в том, чтобы проредить «чащобы» на некоторых территориях, облагородив облик улиц и скверов. Сергей, как и его земляки, считает, что старинные липы, конечно, надо сохранять. А вот быстрорастущие тополя  - лишнее для города: «От них много мусора и аллергии. Когда лишние деревья убирают,  чтобы сделать ландшафт красивым, это правильно. Вот, скажем, видите дерево – тут один ствол оставили, а второй спилили, он был кривой и закрывал дорожку. Это разумный подход».

«Никакой вырубки деревьев почти не было, это неверно.  Зато посадят больше новых здоровых деревьев. И вообще стало приятно гулять по городу. Раньше такого ощущения не было», - считает Валентина Николаевна

«Будет в городе не лес, а аккуратные посадки», - соглашается баянист Николай Николаевич.

«Да многие просто не услышали того, что хочет сделать администрация города и фонд, или бизнес, который тоже участвует в этой работе. Начали критиковать на середине пути, а ведь не было планов все рубить. Просто хотят убрать бессистемно выросшие деревья. Есть проработанный дизайн городского пространства, и ландшафт ведь тоже должен в него вписываться. Идея, думаю, в том, чтобы добавить эстетики. Я, кажется, вообще заново влюбляюсь в свой город – настолько становится хорошо»,  - рассуждает 38-летний Владимир, программист.

У уличных торговцев, которые долгие годы работали в павильонах вдоль основной пешеходной дорожки от набережной – так называемой «туристической тропы», - своя  претензия: недовольны тем, что теперь торговые точки перенесли в сторону. «Мы стояли по одной линии, и туристам было удобно, и нам. А теперь люди бегут с теплоходов, им не когда к нам подходить. Да и конструкции нам не нравятся, неудачные. Но главное – у нас падают продажи. А это убытки и для нас, и для города, потому что деньги уезжают в другие города», - считает 55-летняя Наталья, продавец сувениров.

Между прочим, такому спаду продаж находится вполне логичное объяснение. Ведь иностранных туристов, путешествующих по России, сейчас практически нет, а именно они были основной аудиторией торговых рядов.  

«Сейчас иностранных туристов среди наших клиентов практически нет, еще со времен пандемии коронавируса и закрытия границ. А ведь когда-то мы перевозили иностранных туристов больше, чем российских: 70% наших теплоходов работало на иностранный рынок. К сожалению, спрос на российском рынке до сих пор не перекрыл потерю иностранного рынка.  И пока, в ближайшее время, мы не ожидаем иностранных туристов», - замечает Светлана Гончарова, директор по развитию круизной компании «Мостурфлот».

Игорь Ясинский, начальник отдела по организации экскурсионного обслуживания компании «ВодоходЪ», также отметил, что уже четвертый год подряд круизная отрасль работает исключительно на российского туриста: «Если в 2019 году 10 теплоходов компании полностью работали с иностранными туристами, то последние четыре года нашими клиентами являются граждане РФ. Все теплоходы иностранной линии были переведены на внутренний рынок и пользуются спросом у российских путешественников». Но круизные компании делают ставку на наблюдающийся рост туристов-россиян.

Причем с учетом ухода иностранцев из аудитории клиентов российского ручного туризма пришлось пересмотреть и ассортимент сувенирной продукции, которая продается на теплоходах, и тематику экскурсий, ориентируясь уже на вкусы внутреннего туризма. Очевидно, подобная ситуация влияет и на торговлю на туристических территориях городов, где причаливают теплоходы, в том числе и в Угличе.

Ну и к тому же, возможно, у местных властей есть свой резон менять инфраструктуру туристической зоны. Вот что рассказывает, например, 50-летний Олег, угличский художник: «Изменения в городе в лучшую сторону. Нам, местным творцам, дали лучшие места, отодвинув торговлю вглубь, мы можем экспонировать свои работы, да и туристам интереснее».

Что еще волнует угличан, так это сам ход работ. По мнению Вадима, отличную задумку портит исполнение: где-то работают очень долго, а где-то не стараются, итог – местами неровная плитка, где-то заново что-то подправляют… «Но я понимаю, многое зависит же от подрядчиков, от рабочих».

«С одной стороны, мы рады движению. Да и молодежь сразу оценила изменения. Мои дети так и говорят: «Ничего вы не понимаете, в городе стало комфортно!». Но ведь многое разрыто и брошено. Вот, к примеру, Спасскую улицу разрыли, так все и стоит с того года», - жалуется 57-летняя Надежда, она тоже продает сувенирную продукцию у набережной города.

Но гармонист Николай Николаевич видит проблему в том, что просто приходится браться за все сразу, а это трудно. А Сергей считает, что просто не хватает рук: «Не успевают, но что делать. Я уверен, что уже к следующему сезону многие работы завершат. А сам проект изумительный. Я родился в Угличе – и эти перемены мне по душе».

Мы часто говорим о городе как о чем-то живом. Это объяснимо, ведь город – это мы. В последние десятилетия делается все, чтобы человек меньше находился в четырех стенах своей квартиры – и больше выходил в те самые общественные пространства, в городскую среду, и она должна быть комфортна и привлекательна – чтобы «как дома», уютно и красиво. В России примерно с 2017 года начался, по сути, бум масштабного переформатирования городских пространств. И это драйвер развития для любого города. Углич сделал серьезный рывок вперед – и впереди, похоже, этот город ждет еще много позитивных преобразований.

YarNews.net
фото: Сергей Злобин