Официальный сайт
города Углич

16+
Главная
Администрация
Наши дворы
Решаем вместе!
ТОС города Углич
Народная дружина
Муниципальный Совет
Бюджет города
Муниципальные услуги
Муниципальные правовые акты
Муниципальный заказ
Муниципальные программы
Земельные ресурсы
Градостроительство
Безопасность жизнедеятельности
Наш город
Новости и публикации
Полезная информация
Юридическая консультация
Противодействие коррупции
Правила благоустройства
Обращение с ТКО
Публичные слушания
О Великой Победе
Имущественная поддержка субъектов МСП
Выборы 2022
Роспотребнадзор
Полезная информация
reshaem
Резерв
По дорогам судьбы Николая Кузнецова
(голосов: 0)
03:09:2008 г.

2008-й год войдёт в историю как год семьи. И это неслучайно. Как показала жизнь, мы порой забываем что значит семья для каждого из нас, реже задумываемся об общечеловеческих ценностях. Даже своих предков многие из нас знают не далее третьего-четвёртого поколения!
С такой проблемой столкнулась и наша семья Веденеевых из деревни Макарово Путчинской волости. Мы не только с трудом вспомнили предков, разобрались в родственных связях, но и обнаружили отсутствие семейного архива. Поэтому, чтобы собрать родословную линию Кузнецовых-Григорьевых, нам пришлось обратиться в областной архив города Ярославля, а затем и в архив города Углича. Огромное спасибо Манеровой Надежде Анатольевне (см. далее) - человеку, горячо и преданно любящему свой родной город Тутаев, ранее Романово-Борисоглебск, по крупицам собирающему и бережно хранящему информацию о нём. Многое из истории города Романов-Борисоглебска можно прочитать на страницах краеведческого, историко-литературного журнала «Романово-Борисоглебская  старина», главным редактором которого Надежда Анатольевна и является. А ведь наша родословная, родословная Кузнецовых-Григорьевых, тесно связана с городом Тутаевым, с льнокомбинатом «Тульма».
Благодаря полученной информации мы узнали о жизни и деятельности известного в начале двадцатого столетия в Романове-Борисоглебске революционера, Н.Н.Кузнецова, нашего родственника, который позже был репрессирован.
Николай Николаевич Кузнецов родился 4 мая 1870-го года в городе Романове-Борисоглебске в семье мещанки Марии Петровны Кузнецовой. Чем занималась данная семья и почему они были мещанами (именно это позднее стало для Николая Кузнецова роковым), пока остаётся для нас загадкой. В книге «Тутаев (Романов-Борисоглебск) говорится, что «… мещане занимаются большей частью огородничеством…. Некоторые занимаются постройкой барок, имеют небольшие фабрики и заводы, торгуют».
Мы знаем, что вся семья Кузнецовых работала на Романовской льняной мануфактуре Е.Е.Классена. Николай Николаевич, окончив фабричную школу, служил в 1907-м году в Отделении сушилки пряжи. В эти годы он активно занимался революционной деятельностью, являлся членом фабрично-заводского комитета. В 1905-1907 г.г. полицией при обыске у него были изъяты ленинские работы «Пересмотр аграрной программы рабочей партии», «Доклад об объединительном съезде РСДРП (Письмо к петербургским рабочим)», «Русский радикал задним умом крепок!»
Его нередко сажают в Романовскую тюрьму, отправляют в ссылки. Об этом свидетельствуют документы ГАЯО (Государственный Архив Ярославской Области) 23 августа Николая Кузнецова взяли прямо с фабрики. При обыске Кузнецова в руки полиции попали отчёты о деятельности романово-борисоглебской группы РСДРП за март и апрель 1907 года, заряженный револьвер, кинжал и 149 запрещённых брошюр.
Жандармы, не ожидая такого количества вещественных доказательств, взяли Кузнецова под стражу и отправили в городскую тюрьму. В спешном порядке возбудили следствие. На предъявленные обвинения Кузнецов признал себя виновным в хранении нелегальной литературы и оружия, но отрицал принадлежность к РСДРП.
«Газеты и журналы, - отвечал при допросе Кузнецов, - купил у разносчиков и не на митингах получил прокламации и отчёты, которые разбрасывались в толпу неизвестными лицами…».
Ясно, что такие ответы не удовлетворяли следователей, тем более, что они располагали подробными агентурными сведениями. И в деле появилась следующая запись:
«Принимая во внимание, что активная преступная деятельность Кузнецова установлена, я признаю пребывание его в Ярославской губернии крайне вредным и опасным для государственного и общественного спокойствия, ввиду этого ходатайствую о высылке Кузнецова из пределов Ярославской губернии в административном порядке на 3 года.
Вице-губернатор Кисловский».
11 октября 1907 года из министерства внутренних дел Ярославскому губернатору пришло заключение:
«Арестанское «Секретно». По рассмотрению особым следствием обстоятельств дела о содержащемся под стражей в Романово-Борисоглебской тюрьме мещанина Кузнецова Николая Николаевича господин министр внутренних дел постановил:
«Выслать Кузнецова Н.Н. в отдалённый уезд Вологодской губернии под гласный надзор полиции на 2 года, считая с 30 сентября 1907 года».
Через день Кузнецова отправили в захолустный городок Вельск. Что произошло с Николаем Кузнецовым в ссылке, теперь так и останется тайной. Ещё там, в Вельске - глухом городишке Вологодской губернии, Николай Кузнецов дал себе слово не ввязываться в старое: «Хватит и двух лет на мою голову, пусть другие своё получают». Не то, чтобы Кузнецов вовсе примирился с жизнью. Как он говорил, в сердцевине сидела эта самая мысль - заноза, что всю жизнь проживёшь в нищете и умрёшь никем не помянутый. Однако ходить в социал-демократах больше не хотелось: за одну принадлежность к партии дают ссылки».
Вернулся Николай Николаевич из ссылки осенью 1909-го года. На пристань сошёл чинно, не спеша. Одет, если учесть то, откуда он возвратился, щеголевато. Приличная тройка облегала складную фигуру, белая манишка, штиблеты, в руке - саквояж. Тут же, чтобы не ходить на перевоз, нанял лодку, спрыгнул на корму, упруго ушедшую от толчка по самую корму в воду, зачерпнул полную пригоршню ещё тёплой волжской  воды:
- Теперь дома...
На фабрике быстро узнали о возвращении «революционера». Под вечер 6 октября в квартиру постучался Александр Ступников. Вошёл, поздоровался, поздравил с приездом.
- Не с чем, - мрачно отшутился хозяин. - Пироги и здесь несладкие.
- Оно верно, да кто отдаст сладкий пирог, если сами не возьмём.
Кузнецов понял намёк, нахмурился ещё больше.
- Как-нибудь доработаем, руки есть. А с прошлым всё кончено. Хватит с меня.
Разговор не получился. Тем более, в соседней комнате настороженно прислушивалась и кашляла от досады жена Николая. Ступников спешно распрощался и захлопнул дверь. По дороге думал: «Может, хитрит Кузнецов, не раскрывает карты раньше времени?»
Однако шло время, и сомнения отпали. Николай Кузнецов и вспоминать не хотел о партийной работе». Конечно же без него обошлись. В 1910-м году стала складываться социал-демократическая группа во главе с ткачём Гавриилом Кузьминым. Позднее к ним присоединился профессиональный революционер Николай Николаевич Панин, устроившийся на фабрику слесарем, а затем возглавивший партию большевиков в городе Романово - Борисоглебске.
«А Романово-Борисоглебский мещанин Николай Николаевич Кузнецов в 1915 г. был  взят на военную службу и в январе месяце 1916 г. писал, что он находится в г. Галицине близ позиции и что адрес его: «Действующая армия, 18й Мартовский запасной батальон, 15 рота, 2 й взвод Н.Н. Кузнецову».
Сколько времени и как служил Николай Кузнецов, нам неизвестно. Знаем только, что 14 марта 1916-го года за настойчивое требование повышения заработной платы его жену Елену Ильиничну и ещё нескольких работниц уволили с фабрики. Семья осталась без средств существования.
Вернулся Николай Кузнецов с воинской службы не в родной город Романов - Борисоглебск, а уже в город, получивший название Тутаев. Он снова пошёл работать на льняную фабрику, которая теперь называлась «Тутаевская льняная мануфактура» или коротко «Тульма». На прежнюю должность смотрителя отделения сушилки пряжи Кузнецова не взяли. Николай стал работать приёмщиком дров на лесном складе данной фабрики и жить с семьёй в городе Тутаеве.
За то, что Кузнецовы были мещанами, а значит, принадлежали к мелкобуржуазным слоям, главу семьи арестовали 26 декабря 1919-го года.
Николай Кузнецов был заключён в концлагерь 29 декабря 1919-го года. В Великой Отечественной войне он не участвовал. Домой, в город Тутаев, Николай из заключения вернулся в начале пятидесятых годов. Затем с семьёй уехал в город Грозный, где в конце пятидесятых годов умер. Реабилитирован Николай Николаевич Кузнецов 5 ноября 1996-го года.
Вот и всё, что удалось узнать о знаменитом некогда революционере, непростой личности, яркой индивидуальности, нашем родственнике, Николае Кузнецове. Но мы и этому рады. Ведь теперь в нашей родословной Кузнецовых-Григорьевых восстановлено имя, которое долгие годы в нашей семье практически не вспоминалось, считалось запретным. Поэтому мы, родившиеся после смерти Николая Кузнецова, и вовсе о нём ничего не слышали. И очень хорошо, что имя этого человека в нашу семью, пусть поздновато, но вернулось. Значит, есть надежда, что родословная Кузнецовых-Григорьевых не умрёт, будет восстановлена полностью. А значит, наши потомки будут лучше знать историю родного края и быть может научатся уважать свою землю, будут бережнее, нежели мы, относиться к своей родословной, к своему семейному достоянию.

Светлана Веденеева,
ученица 8-го класса
Юрьевской средней школы



 

Добавить комментарий

:D:lol::-);-)8):-|:-*:oops::sad::cry::o:-?:-x:eek::zzz:P:roll::sigh:
Жирный Курсив Подчеркнутый Зачеркнутый Список Цитата


Защитный код
Обновить

© 2007-2024 Средство массовой информации сетевое издание «Официальный сайт города Углич»
Учредитель: Администрация городского поселения Углич (Устав редакции)
Главный редактор: Ашмарина М.С.
Адрес редакции: 152615, Ярославская область, город Углич, улица Ярославская, дом 4
Электронная почта: info@goroduglich.ru
Телефон: +7 (48532) 2-22-32
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Регистрационный номер ФС 77-75349 от 01.04.2019 г.
Для детей старше 16 лет.
При использовании материалов с данного сайта, ссылка на источник обязательна.
Условия использования общедоступной информации
Яндекс.Метрика