Официальный сайт
города Углич

16+
Главная
Администрация
Наши дворы
Решаем вместе!
ТОС города Углич
Народная дружина
Муниципальный Совет
Бюджет города
Муниципальные услуги
Муниципальные правовые акты
Муниципальный заказ
Муниципальные программы
Земельные ресурсы
Градостроительство
Безопасность жизнедеятельности
Наш город
Новости и публикации
Полезная информация
Юридическая консультация
Противодействие коррупции
Правила благоустройства
Обращение с ТКО
Публичные слушания
О Великой Победе
Имущественная поддержка субъектов МСП
Выборы 2022
Полезная информация
Роспотребнадзор
reshaem
Резерв
Проблемы воспитания
(голосов: 0)
16:07:2008 г.
  
Мнений по этой теме существует неисчислимое множество. Кто-то считает, что, в первую очередь, в сложившейся в современной школе ситуации виноваты учителя, в каких-то случаях не достаточно компетентные, иногда не соответствующие предполагаемому облику учителя по своим личностным качествам. Другие, подавляющее большинство претензий предъявляют молодому поколению, которое ни в какую не поддаётся воспитанию взрослых. Можно сказать, что ни одно из этих мнений нельзя опровергнуть на 100%. Даже напротив: каждое из них не только несёт свою долю правды, но и теснейшим образом соприкасается с другими, образуя определённый треугольник, где все стороны равны.
И действительно, если размышлять здраво, необходимость взаимодействия трёх сторон – учащихся, учителей и родителей – очевидна. По большому счёту ученики и родители должны представлять единую силу, то есть семью. Именно активное и открытое взаимодействие семьи со школой и даёт в перспективе хорошее обучение ребёнка и его нормальное устойчивое положение по отношению к сверстникам, как в своем классе, так и в школе вообще.
Так, в начале 1990-х годов, когда разруха в стране только набирала обороты, на прилавках газетных киосков можно было еще увидеть журнал «Семья и школа», где раскрывались проблемы взаимодействия этих двух важнейших сторон воспитания. Со временем подобные веяния публицистики стали встречаться всё реже, а главное – похоже, что реже стала встречаться и сама практика взаимодействия семьи и школы в интересах воспитания настоящего человека, гражданина родной страны.
 
Когда «прав» родитель…
Не перечесть тех случаев, когда «обиженный до глубины души» ребёнок приходит домой в сквернейшем расположении духа и тут же подвергается расспросам со стороны заботливой мамы о причинах такого настроения. В ходе беседы выясняется, что ученику сделали определенное замечание и …ребёнок тут же успокаивается всеми возможными средствами.
На следующий, а бывает и в тот же день жаждущие «справедливости» родители, полные решимости направляется в школу и разыскиваю того самого злосчастного учителя, который «унизил» ученика замечанием. Учитель, само собой «получает по заслугам». Тут, конечно, имеет значение и то, насколько твёрдым сможет оказаться педагог, выдерживая натиск в подобных ситуациях.
Есть и другая ситуация. Ребёнок неожиданно прихворнул, и дома ему разрешают отлежаться. Сам факт не вызывает никаких отрицательных эмоций. Однако порой случается так, что документально болезнь ученика нигде не фиксируется. Можно допустить, что поскольку болезнь была нетяжёлой и кратковременной, родители, сами, сориентировавшись в ситуации, не вызывали врача, а восстановили здоровье ребёнка собственными силами. Но в этом случае можно было бы слегка затруднить себя и написать записку классному руководителю. А ведь случается, что иногда и не пишут, того не понимая, что и подобная причина пропуска уроков должна быть объяснена. Такое отношение взрослых к ряду вопросов, несомненно может по принципу цепной реакции перейти и к детям, зачастую следующих примеру взрослых, и в том числе родителей – и не только в хорошем, но и в плохом...
 
Когда «прав» учитель…
Бывает, конечно, что перегибает и учитель, в «ведомстве» которого находятся целая «шайка головорезов», то есть учеников. Многие считают этот фактор недостаточно веским аргументом в пользу того, чтобы педагог позволял иногда себе жесткость в воспитании и обучении ребёнка. Кто-то напротив считает, что учитель имеет право обоснованно применять в отдельных случаях довольно жёстокие методы воспитания, если того требует конкретная ситуация. Так или иначе, но здесь возможны различные варианты ситуаций, где поведение учителя в большей или меньшей степени может быть понято. Но как быть с теми (хотя, надеюсь, и редкими) случаями, когда ученика попросту невзлюбили?
Не за плохую успеваемость и даже не за хорошую, а просто так, невольно, ну не понравился! Просто вызвал антипатию….Бороться с этим, как правило, непросто, а порой и невозможно, если уж такое происходит. Бывает, что родители в этих случаях пытаются наладить контакт и поговорить с педагогом, кто-то в открытую идёт на конфликт, лишний раз подливая масла в огонь и провоцируя срывы злости учителя на пострадавшем ребёнке: за ученика, за его родителя, за свою неудавшуюся жизнь.
Бывает, и такое, когда ученик поддаётся излишней опеке со стороны учителя, будь это хоть вкупе с родительской стороной, хоть в пику ей. Испортить ребёнка незаслуженными похвалами, равно как и ожесточённым обереганием от всех и всего, что его окружает, – очень легко. Начинать расхлёбывать последствия, возможно, придётся уже в школе, а после её окончания процесс «развития» личности подростка и вовсе может оказаться необратимым...
 
Как ощущает себя ребёнок
Ребёнок зачастую мыслит таким образом, что при отсутствии умеренного контроля со стороны взрослых, то есть со стороны учителей (в школе) и родителей (дома) он без особого труда находит способы увиливать от той ответственности, которая на него возлагается. Иными словами, ученик может быть склонен попеременно искать поддержки то у одной, то у другой стороны, и в таких случаях выяснение истины особенно важно. Со стороны может показаться, что это определённый здравый баланс и нельзя излишне, что называется, наседать на ребёнка. Давить и не надо! Надо просто владеть ситуацией и родителям, и учителям, выяснять причины и корректно устранять нежелательные из них, когда обучение ребёнка даёт сбой. Всё это до банальности ясно и в то же время весьма непросто! Кроме того, рассмотрение подобных вопросов зачастую не терпит назидательного тона, а потому пусть всё вышесказанное будет воспринято читателем исключительно как мнение, пусть даже и аргументированное.
 
Наш друг компьютер
Говоря о взаимодействии детей, родителей, учителей, нельзя, наверное, упускать из виду и влияние компьютера на формирование личности ребёнка. Что и говорить, в наши дни компьютер плотно вошёл в быт многих семей. Для тех же, в чью жизнь вмешаться он пока не успел – это остаётся временно невыполненным желанием. И опять можно бесконечно рассматривать плюсы и минусы, связанные с этим атрибутом технического прогресса.
Вспоминая не такие уж далёкие 80-90-е годы, можно сказать, что в то время компьютер воспринимался больше как помощник в обучении, науке, вообще – как серьёзная машина. Хотя, конечно, и тогда у детей компьютерные игры, в то время более редкие, вызывали чувство завороженного восхищения. В настоящее время интерес к ним с одной стороны, не испытывает столь острого подъёма, как несколько лет назад, с другой же стороны учёными фиксируется факт наличия такого специфического отклонения как компьютерная игромания.
Плюс современности в том, что имеется возможность использовать компьютер как вспомогательное средство обучения, главное здесь не переборщить, не допустить того, чтобы искусственный интеллект стал единственным связующим звеном ребёнка и предмета познания. Не стоит, вероятно, и главным стимулом обучения делать возможность поиграть в любимую электронную игрушку, поскольку в этом случае сама истинная цель получения знаний растворяется и уступает место несуществующей реальности. А хуже всего в этой ситуации может быть предпочтение ребёнком живому общению – общение с электронной машиной, пусть умной – но всё же только машиной. Когда друзья, сговорившись, прогуливают часть уроков, чтобы разделить радость от какой-нибудь «ходилки» или «стрелялки» – это, конечно, плохо, но этому есть хоть небольшое, но оправдание – то общение, ради которого затевается игра. Если же ребёнок целиком и в одиночку уходит в паутину компьютерной информации, то в будущем этого человека как такового, можно будет и потерять!
Но, так или иначе, в России тенденция использования компьютера в школе пока не превысила возможные нормы, хотя вероятность того существует и не исчезнет ещё довольно долго.
Как-то раз в передаче новостей по «Радио-Россия» прозвучало известие о том, что в одной из европейских стран создан экспериментальный класс, где чистописанию дети будут обучаться сразу на компьютерах (!). При активном развитии таких тенденций через несколько десятилетий во всём мире уже может не остаться школьников, имеющих представление о письме от руки…
Трудно представить нашу страну, издавна богатую талантливыми, образованными людьми, в состоянии такого компьютерного невежества!
О традициях в обучении
Вопрос о традициях и новаторстве в процессе обучения и воспитания школьников уже давно волнует Россию. Особенно остро это почувствовалось в конце ХХ века, когда масса всевозможных западных веяний обрушилась на нашу страну. Тогда мы, подумав, что долгие годы, а, может, и века, находились в заблуждении – начали активно пробовать самые что ни на есть изощрённые способы воздействия на воспитуемых. При этом, что и не удивительно, главный, а, может быть, даже и единственный, акцент делался не на том, что преподавать, а на том, как это преподносить. Говоря проще, шёл извечный спор между главенством формы и содержания. По этому поводу было перепорчено много бумаги и затуманено не меньше мозгов. В школы хлынули мутные, если не сказать грязные потоки псевдонаучных публикаций, методических рекомендаций, в соответствие с которыми разрабатывались альтернативные формы обучения, а позже образовывались всяческие экспериментальные программы, в то время как западные учёные брали на вооружение именно нашу советскую школу.
До каких только абсурдов не доходило, порой, дело. Иные полагали, что дети на уроках сидеть не должны, а могут свободно передвигаться по классу, кто-то строил версии, что конкретные вопросы на гуманитарных дисциплинах не нужны, а пожалуй и вредны, – стало быть на уроке должна быть просто беседа в свободной форме. А более неприятно и опасно даже то, что навязывание тех или иных принципов обучения шло и свыше.
В настоящее время эта «отрыжка» постепенно сходит на нет. Но всё же не исчезло стремление к «новаторству», которое соответствующие учёные и видят только в извращении общепринятых принципов и обрамлении их в доступные им рамки. Наверное, у некоторых читателей есть воспоминания и на этот счёт.
 
Вместо послесловия
Не стоит отдельно развивать тему учительской зарплаты, лишний раз прохаживаясь по больному. Всё же есть много учителей, в том числе и в нашем городе и районе, которые достойно несут тяжёлое знамя учителя. Ко многим из них стремятся заранее определить детей, ко многим предметникам обращаются за помощью, консультацией. Есть и такие педагоги, которые, даже выйдя на пенсию и прекратив учительскую деятельность, пользуются авторитетом у детей и их родителей.
У меня же не идёт из головы одна история. Как-то раз, с одной учительницей у меня завязалась беседа на тему литературного творчества, и я, будучи не согласным с ней, сказал, что при таком сухом подходе, каким она пользуется, максимум, чего добьётся – донесёт до детей лишь школьную программу, часто не изобилующую богатством глубоких мыслей и искренних чувств. На это был дан ответ: «А мне государство и платит за выполнение программы!»
Что ж, пусть платит, покуда ему выгодно взращивание холодных, недалёких и расчётливых людей, тем более что есть кому эту политику поддерживать.
 

Добавить комментарий

:D:lol::-);-)8):-|:-*:oops::sad::cry::o:-?:-x:eek::zzz:P:roll::sigh:
Жирный Курсив Подчеркнутый Зачеркнутый Список Цитата


Защитный код
Обновить

© 2007-2024 Средство массовой информации сетевое издание «Официальный сайт города Углич»
Учредитель: Администрация городского поселения Углич (Устав редакции)
Главный редактор: Ашмарина М.С.
Адрес редакции: 152615, Ярославская область, город Углич, улица Ярославская, дом 4
Электронная почта: info@goroduglich.ru
Телефон: +7 (48532) 2-22-32
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Регистрационный номер ФС 77-75349 от 01.04.2019 г.
Для детей старше 16 лет.
При использовании материалов с данного сайта, ссылка на источник обязательна.
Условия использования общедоступной информации
Яндекс.Метрика