На дороге никто не застрахован от неприятностей. Как говорится, не ты, так тебя.
Дай бог, чтобы чаша сия вас миновала. Но, как говорится, надейся на лучшее, но помни о худшем и знай, что делать, если ДТП все-таки произошло.
К таким моментам невозможно подготовиться - они всегда неожиданны. Поэтому, чтобы после аварии не оказываться в состоянии затяжного транса, нужно раз и навсегда определить для себя оптимальные варианты поведения, комплекс обязательных правил и действий, и не только определить, но и мысленно несколько раз повторить их последовательность. Это позволит при необходимости "на автомате" воспроизвести всю схему в любой ситуации, при любом стечении обстоятельств.
Говоря об аварии, я имею в виду не серьезные столкновения, когда автомобили превращаются в груду железа, а такие ситуации, после которых на кузове машины остаются следы в виде вмятин, царапин или разбитые фонари и бамперы.
Первое, что нужно сделать после аварии, - заставить себя сдержаться и не выходить за рамки разумного поведения. Обидно, что буквально несколько секунд назад было все просто замечательно: погода, настроение, машина, и вдруг - бац!
Все перечеркнуто, растоптано, исковеркано! Вслед за мгновением растерянности в душе начинает волной подниматься глухая ярость на всех, кто испортил праздник.
Хочется тут же высказать им в лицо все, что думаешь о них, а может, даже "подправить" это самое лицо.
Стоп! Помните, что среди уже собирающихся вокруг машины зевак есть люди, для которых ваша беда - просто зрелище. Они ждут спектакля. Не доставляйте им этого удовольствия. Бессмысленно рвать на себе одежду, волосы, тем более проделывать это со своим оппонентом. Уже ничего нельзя вернуть. ДТП - коллективное несчастье, общая беда, в которой, возможно, обнаружится и ваша вина. Наоборот - корректность, сдержанность, рассудительность помогут преодолеть неприятные последствия случившегося. Поэтому четкость и собранность - прежде всего.
Последовательность действий при ДТП определена
Правилами дорожного движения.
Сначала нужно остановиться на месте происшествия и включить аварийную сигнализацию. Со стороны худшей видимости или возможного появления транспорта выставить знак аварийной остановки. Это убережет вас и других водителей от новых неприятностей и поможет сохранить следы колес на асфальте до приезда работников ГИБДД.
Зовите на помощь. Если доступна связь, вызывайте все подряд: "скорую помощь", службу спасения. Если на дисплее мобильного сияет "нет сети", придется просить проезжающий транспорт. Очень важно найти очевидцев происшествия и взять у них координаты (адрес, телефон). Помните, от того, будут ли свидетели происшествия, во многом зависит истинность заключения о ДТП.
Не убирайте предметы, связанные с ДТП, не спешите собирать осколки фар и бамперов - они помогут инспектору восстановить картину происшествия. Не оставляйте распахнутыми двери - они могут помешать движущемуся транспорту и стать причиной еще одного ДТП. Если нет пострадавших и не требуется оказания первой медицинской помощи и вызова "скорой" - можно приступать к "выяснению отношений".
Даже если ваш автомобиль полностью блокировал движение по улице, убирать его можно только составив схему расположения машин на дороге после аварии. Схема составляется с указанием расстояний и подписывается обоими участниками конфликта. Однако практика показывает, что лучше ничего не убирать и не передвигать до приезда на место происшествия инспектора ГИБДД.
После приезда работников ГАИ обрисуйте ситуацию, но не спешите признавать свою вину, даже под давлением казалось бы неопровержимых фактов. В процессе расследования может оказаться, что виноваты дорожные службы или автосервис, в котором вы ремонтировали автомобиль.
Внимательно читайте все, что подписываете, вносите свои замечания, настаивайте на фиксации в протоколе максимума деталей происшествия, выгодных вам при возможном рассмотрении дела в суде.
При составлении протокола убедитесь, что все повреждения зафиксированы.
Обязательно запишите для себя данные других участников аварии, звание и ФИО инспектора ГАИ, место его работы, телефон группы разбора.
В связи с введением обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) в настоящее время является актуальным вопрос о порядке страховых выплат за причиненный ущерб пострадавшему участнику ДТП страховой компанией (СК) виновного лица, поэтому у водителей появились и новые обязанности.
1. Заполнить извещение о ДТП с подписью сотрудника ГИБДД и номером его нагрудного знака. Это делается в том случае, если кто-то претендует на возмещение ущерба. Водители обязаны сообщить друг другу сведения о своем страховом полисе ОСАГО: номер, число, наименование, адрес и телефон страховой компании. И независимо от оформления ДТП сотрудниками ГИБДД заполнить вдвоем один бланк извещения, выданный страховщиком. Разногласия относительно обстоятельств ДТП его участники указывают в нем же. При аварии более двух ТС и разногласиях участников в оценке случившегося, а также невозможности совместного заполнения ими одного бланка извещения (например, по состоянию здоровья или в случае гибели, в связи с отказом одного из участников от совместного заполнения бланка по иным причинам) каждый водитель вправе заполнить только свой бланк, указав причину.
2. Известить страховую компанию или ее представителя о ДТП при первой возможности. Это можно сделать, придя лично с извещением о ДТП. Можно не приходить, а отправить извещение о ДТП в течение первых трех дней со дня аварии любым способом, обеспечивающим подтверждение отправки, страховой компании или ее представителю (в субъекте РФ по месту жительства (нахождения) потерпевшего либо в субъекте РФ, на территории которого произошло ДТП).
3. Подать в течение трех дней заявление о страховой выплате и все необходимые для этого документы в страховую компанию виновника. Если ДТП произошло в отдалении от СК или ее представителей и есть объективные трудности с подачей заявления и подготовкой всех документов, допускается отсрочка до шести дней.
Чтобы рассчитать и получить выплату, потерпевший подает заявление в СК виновника - того водителя, которого ГИБДД привлекла к административной ответственности.
Для подачи заявления о страховой выплате пострадавший участник ДТП при себе должен иметь следующие документы:
-справку ГИБДД о ДТП;
-копии протокола об административном правонарушении и постановления по делу о нем;
-извещение о ДТП (если он заполнил его);
-документы, подтверждающие право собственности на поврежденное имущество либо право на страховую выплату при повреждении имущества, находящегося в собственности другого лица. Это страховой полис, свидетельство о регистрации ТС, водительское удостоверение, доверенность и путевой лист (для юридического лица);
-документы, подтверждающие оказание и оплату услуг по эвакуации и хранению поврежденного имущества, если потерпевший требует возмещения этих расходов.
Возмещаются расходы на эвакуацию от места ДТП до места ремонта или хранения.
Расходы на хранение возмещаются со дня ДТП до дня проведения независимой экспертизы;
-иные документы, необходимые для обоснования требования о возмещении причиненного вреда, в том числе сметы и счета, подтверждающие стоимость ремонта поврежденного имущества. Это могут быть оригиналы документов либо их копии, заверенные нотариально, или выдавшим документы лицом (органом), или страховщиком.
На основании этих документов страховая компания должна:
-согласовав время и место, в течение пяти рабочих дней (со дня подачи всех указанных выше документов и заявления на страховую выплату) произвести независимую экспертизу в присутствии участников ДТП и представителя СК. Когда характер повреждений или особенности поврежденного имущества исключают его представление для осмотра по месту нахождения эксперта (например, машина не в состоянии двигаться), его проводят по месту нахождения этого имущества;
-составить акт о страховом случае не позже 15 рабочих дней со дня получения всех необходимых из указанных выше документов и принять решение о страховой выплате;
-известить потерпевшего о возмещении ущерба на основании акта о страховом случае, о полном или частичном отказе, указав причины.
5. Получение страховой выплаты. Потерпевшему ее выплачивают:
-за полную гибель имущества - его действительную стоимость на день наступления страхового случая. Причем под полной гибелью понимают также случаи, когда стоимость восстановительного ремонта равна или превышает доаварийную стоимость;
-при повреждении имущества - столько, сколько необходимо для его приведения в первоначальное состояние (в котором оно было до страхового случая). При повреждении восстановительные расходы оплачиваются исходя из средних цен, сложившихся в соответствующем регионе. При определении размера ущерба в расчетах применяют коэффициенты, учитывающие износ деталей, узлов и агрегатов.
Если между страховщиком и потерпевшим есть разногласия относительно размера вреда, страховая компания в любом случае обязана выплатить не оспариваемую ею часть. Далее претендент на страховую выплату может подать в суд на СК на предмет выплаты ему дополнительной суммы. В этом случае может возникнуть необходимость в проведении дополнительной экспертизы. Когда страховая выплата, отказ в ней или изменение ее размера зависят от результатов уголовного, гражданского дела либо дела об административном правонарушении, срок выплаты может быть продлен до их закрытия или окончания и вступления в силу решения суда. Страховщик вправе по согласованию с потерпевшим в счет страховой выплаты организовать и оплатить ремонт поврежденного имущества. Но за качество ремонта перед потерпевшим отвечает тот, кто его выполнял, а не страховая компания.
по материалам autoins.ru
|