Очень часто подростки совершают правонарушения, а также общественно опасные деяния, не задумываясь о последствиях. Рассчитывая, на то, что, не достигнув возраста привлечения к уголовной ответственности, они не понесут наказания.
В соответствии с п. 2 ст. 22 ФЗ от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (далее - Закон N 120) в Центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел (далее - Центры или ЦВСНП) могут быть помещены несовершеннолетние: 1) направляемые по приговору суда или постановлению судьи в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа; 2) временно ожидающие рассмотрения судом вопроса о помещении их в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа; 3) самовольно ушедшие из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа; 4) совершившие общественно опасные деяния до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность; 5) совершившие правонарушения, влекущие административную ответственность, до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность; 6) совершившие правонарушения, влекущие административную ответственность. Указанный перечень исчерпывающий, расширительному толкованию не подлежит. Но вопрос о помещении в Центр несовершеннолетних, перечисленных в подпунктах 4 - 6, правомерно ставить лишь в том случае, если есть и общественно опасное деяние, совершенное лицом, не достигшим возраста, с которого наступает уголовная или административная ответственность, и обстоятельства, указанные в ст. 22 применительно к каждой из перечисленных категорий несовершеннолетних. Один лишь факт совершения общественно опасного деяния не может служить основанием для их помещения в Центр.
Несовершеннолетние, совершившие общественно опасные деяния, могут быть помещены в Центр в семи случаях, если необходимо обеспечить защиту жизни или здоровья или предупредить совершение ими общественно опасного деяния, а также в случаях, если их личность не установлена либо у них нет места жительства, места проживания или они не проживают на территории субъекта Федерации, где ими было совершено общественно опасное деяние, либо они проживают на территории субъекта Федерации, где было совершено общественно опасное деяние, но в силу удаленности их места жительства не могут быть переданы родителям в течение трех часов. Перечисленные в норме Закона мотивы помещения несовершеннолетнего в Центр расширительному толкованию также не подлежат
Закон предусмотрел возможность помещения несовершеннолетних в Центр лишь в целях предупреждения повторного общественно опасного деяния. Содержание понятия "правонарушение", как известно, более широкое, нежели "общественно опасное деяние". Вольное обращение с нормами закона приводит к нарушению прав несовершеннолетних, их незаконному помещению в Центр. Однако должного прокурорского реагирования на эти нарушения пока не наблюдается.
Закон N 120 (п. 2 ст. 31.1) предусматривает, что постановление начальника ОВД и материалы, направляемые в суд, должны содержать достаточные данные, свидетельствующие о необходимости обеспечения защиты жизни или сохранения здоровья несовершеннолетнего. К документам, свидетельствующим об этом, могут относиться: акты обследования жилищных условий, данные, характеризующие родителей или иных законных представителей, объяснения инспекторов подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, участковых уполномоченных милиции, педагогов, социальных работников, работников здравоохранения и т.д. Однако более 80% изученных материалов не содержали такой информации. Недостаточно убедительно (и также без документального подтверждения) мотивировалось помещение несовершеннолетнего в Центр в целях "предупреждения повторного общественно опасного деяния". Чаще всего в постановлении начальника ОВД указывались все три перечисленных мотива помещения подростков в Центры без документального подтверждения. Прокуроры, участвовавшие в рассмотрении судьями материалов, в большинстве случаев не давали правовой оценки этим фактам.
Применительно к несовершеннолетним, совершившим правонарушения, влекущие административную ответственность, в том числе и в отношении подростков, не достигших возраста 16-ти лет, Закон значительно сузил перечень обстоятельств, при которых они могут быть помещены в ЦВСНП. Их поместить в Центр можно только в четырех случаях: если личность подростка не установлена либо у него нет места жительства, места пребывания или он не проживает на территории субъекта РФ, где им было совершено правонарушение, либо проживает на территории субъекта РФ, где им совершено правонарушение, но вследствие удаленности места его жительства не может быть передан родителям в течение трех часов с момента задержания и доставления в ОВД.
В истекшем периоде 2009 года Угличским районным судом рассмотрено 3 ходатайства о направлении несовершеннолетних в суд, 2 лица помещены в ЦВСНП. За аналогичный период прошлого года также 2 несовершеннолетних лица помещены в ЦВСНП.
|