Нам нужно знать свою историю
14:05:2010 г.

Граждане любой страны должны не только заботиться о будущем этой страны, но и знать её прошлое. При чем открывать новые странички истории своего края очень интересно.
Уже шестой год я занимаюсь краеведением в клубе «Алатырь» Дома детского творчества под руководством О.Г.Ефимовой и за это время узнала много нового об Угличском крае и моих земляках. Последние три года принимаю участие во Всероссийском конкурсе исторических исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории. Россия - ХХ век». В конкурсе ежегодно принимают участие более 2 500 школьников из разных регионов России. В прошлом году мне уже сопутствовал успех в этом конкурсе. Работа «Угличане, погибшие при выполнении воинского долга в Чечне» вошла в сотню лучших исследовательских работ и была удостоена специального приза жюри. События чеченской войны оставили глубокий след в моей душе, и я решила продолжить эту тему. В этом году я написала работу «Служили в Чечне три товарища» о солдатах-угличанах, чьё физическое и психическое здоровье «унесла» Чечня. Выступая в январе месяце на областной конференции «Отечество» я получила не слишком лестные отзывы о своём исследовании, хотя Ольга Глебовна предупреждала, что такое может случиться. Присутствующие посчитали, что в моей работе много негативного, так как несёт она информацию не о славных военных подвигах юных солдат, а вскрывает проблемы российской армии (я привела только факты, о которых мне рассказали участники той войны, их друзья и родственники). Тогда Ольга Глебовна предложила послать работу на конкурс в Москву. Через два месяца из Москвы пришло сообщение о том, что моя работа признана одной из 40 лучших и меня приглашают на 5 дней в Москву за счёт Международного историко-просветительского правозащитного общества «Мемориал».
Уехала я 30 апреля. В Москве всех призёров встречали тьюторы - студенты и аспиранты кафедры истории и краеведения Российского гуманитарного университета и провожали в гостиницу «Восход», где проходили почти все запланированные мероприятия.
В тот же вечер в конференц-зале гостиницы состоялось знакомство. Приехали все 40 призёров. Нам представили членов жюри, а мы представили себя, то есть назвали своё имя (хотя у всех были бейджики), место жительства, тему своей работы и её суть. Там же нас разделили на группы в соответствие с направлением исследования. Я попала в секцию «Современная война», в которой были ребята из Адыгеи, Владимира, Саратова, Нижнего Новгорода, Сибири, Подмосковья.   
Три следующих дня были заполнены учёбой и общением. Педагоги-историки читали нам лекции по теме «Историческая память» о различных периодах и событиях 20 века. Мы писали эссе на тему «Жизнь моей семьи в период кризиса» и рефераты на заданные темы. Всё это оценивало компетентное жюри. Много дискутировали на разные темы: о роли Сталина в жизни страны, о сути чеченской войны, о Великой Отечественной войне и т.д. Все ребята, приехавшие в Москву, серьёзно увлечены историей, поэтому дискуссии были очень интересными, хотя взгляды на то или иное историческое событие у всех были разные (иногда прямо противоположные).  Особенно ценно, на мой взгляд, то, что педагоги - люди с учёной степенью - не навязывали нам, простым школьникам, свою точку зрения, а уважали наши суждения и прислушивались к мнению каждого. Во время дискуссий к группам присоединялись эксперты-историки и, как оказалось впоследствии, оценивали нашу эрудицию, активность, а также фиксировали интересные высказывания и убеждения.
Несколько встреч было у нас и с ветеранами Великой Отечественной войны. Несмотря на почтенный возраст, ветераны оказались полны сил и желания работать с молодёжью. Они много рассказывали о своей жизни, иногда с юмором, иногда с грустью, но было видно, что они искренне рады нашему интересу к жизни их поколения.
Помимо этого каждая группа старшеклассников выпустила свою газету в технике «коллаж», в которой отразила общую идею, объединяющую работы группы. Для эпиграфа своей газеты о современной войне и её причинах мы взяли слова первого президента России Б.Н.Ельцина «Берите суверенитета столько, сколько сможете».
По вечерам вместе с тьюторами гуляли по Москве, удалось даже увидеть часть репетиции парада Победы. Ходили на экскурсию в Исторический музей. Большое впечатление на меня произвёл спектакль по пьесе Островского «Бешеные деньги». Я впервые видела спектакль на большой сцене и была поражена игрой актёров.
4 мая утром в фойе Союза театральных деятелей состоялась стендовая презентация наших работ, а затем церемония награждения. Жюри подводило итоги с учётом выступления каждого участника (представление работы, дискуссии, реферат, эссе и т.д.) Я была очень рада, когда объявили, что третье место присуждается Валерии Швец, г.Углич Ярославской области. Я не ожидала, что займу какое-то место, так как все ребята были очень эрудированными, а исследования интересные и глубокие. Помимо этого Совет ветеранов конкурса вручил мне специальный приз.
За дни, проведённые в Москве, мы - участники конкурса - подружились, обменялись телефонами и адресами, не только между собой, но и с нашими наставниками - тьюторами. Все студенты - волонтёры, работают в обществе «Мемориал» на добровольной основе. И наше пребывание в Москве стало возможным благодаря спонсорам не только из России, но и из ФРГ.
Нельзя не сказать и о тех, кто направляет нас в исследовательской деятельности. Я очень благодарна своему руководителю Ольге Глебовне Ефимовой. Моя награда - это её победа. А у меня благодаря этой поездке появилось много друзей по всей стране. И я поняла, что очень люблю историю.
Замечательно, что есть люди, которые заинтересованы в сохранении действительно правдивой истории России, потому что это нужно нам, молодому поколению - знать свою историю.

ШВЕЦ Валерия,
краеведческий клуб
«Алатырь» Дома детского творчества