Официальный сайт
города Углич

16+
Главная
Администрация
Наши дворы
Решаем вместе!
ТОС города Углич
Народная дружина
Муниципальный Совет
Бюджет города
Муниципальные услуги
Муниципальные правовые акты
Муниципальный заказ
Муниципальные программы
Земельные ресурсы
Градостроительство
Безопасность жизнедеятельности
Наш город
Новости и публикации
Полезная информация
Юридическая консультация
Противодействие коррупции
Правила благоустройства
Обращение с ТКО
Публичные слушания
О Великой Победе
Имущественная поддержка субъектов МСП
Выборы 2022
Резерв
reshaem
Полезная информация
Роспотребнадзор
В воскресенье в Угличе сожгли чучело Масленицы
(голосов: 0)
13:03:2016 г.
Весна пришла!

В воскресенье в Угличе сожгли чучело Масленицы

По всей России празднуют окончание масленичной недели. Масленица — славянский традиционный праздник, отмечаемый в течение недели перед Великим постом, сохранивший в своей обрядности ряд элементов славянской мифологии. В народном календаре восточных славян праздник маркирует границу зимы и весны, а также Мясоеда и Великого поста.
Дата Масленицы меняется каждый год в зависимости от даты празднования Пасхи. Главные традиционные атрибуты народного празднования Масленицы — чучело Масленицы, забавы, катание на санях, гулянья, обязательно блины и лепёшки (Википедия).
В воскресенье все эти атрибуты праздника присутствовали на Успенской площади: детей катали на санях, всех подряд угощали блинами, практиковались забавы, народ гулял... 
Открылся праздник традиционным поздравлением официальных лиц - депутата Облдумы Александра Неберта и заместителя главы Угличского района Юлии Кусакиной, которым, правда, долго рассуждать не дали - тут же одели в фартуки и обязали собственноручно спечь блины пред всем честным народом. Официальные лица справились. 
Далее на площади начались гуляния и забавы. Народ, помимо того что просто гулял по площади, “гулял” еще и около палаток с шашлыками и блинами. Присутствовали и забавы. В качестве главной из них смело можно назвать ту, что в программе значилась как “Ледяной столб”. 
Еще какие-то несколько лет назад на столб пытались забраться, наверное, самые отчаянные угличане. Времена меняются - этом году робость с людей как рукой сняло: лезть на столб возжаждали все кому не лень, в том числе и гости города. Свои силы попробовали пара десятков человек точно, если не считать тех, кто просто подходил пообниматься со столбом или повисеть на нем пару секунд. Однако, как ни странно, сумевших дойти до цели было в два раза меньше, чем в прошлом году. С заветными желтыми номерками со столба спустились всего трое. Зато болели за них всей Успенской площадью. 
После награждения победителей каждый продолжил забавляться как мог: кто-то сражался подушками на бревне, кто-то прыгал на мячах, кто-то следил за награждением победителей разных муниципальных конкурсов, которое шло на главной сцене праздника, кто-то, не обращая ни на что внимания, продолжал есть шашлык. 
Апофеозом праздника, по традиции, стало сожжение чучела Масленицы, что ознаменовало проводы Зимы. Организаторы так торопились расстаться с промозглой зимой, что зажгли костер на полчаса раньше, чем было написано в программе, впрочем, это было горячо поддержано успевшими на шоу зрителями. Встретивши Весну, большинство тут же отправилось домой доедать масленичные блины.

Результаты конкурсов (данные ИМЦ ДК):
Победители II-ого городского интернет - конкурса фотографий «Ах, широкая ты Масленица!»:
1 место - Давыдова Лариса Валентиновна 
2 место - Давыдова Анастасия Юрьевна 
3 место – Пухова Любовь Владимировна

Итоги проведения конкурса частушек «Масленица у ворот» в рамках народного гуляния «Широкая Масленица»:

Победители:
1 место - Масленникова Вера Николаевна (п. Отрадный)
2 место - Утан Нина Викентьевна (комитет ТОС "Мирный")
3 место - Смирнова Мария Олеговна

Участники:
Мирасова Надежда Константиновна (комитет ТОС "Цветочный")
Савельева Любовь Николаевна (комитет ТОС «Екатериновка»)
Накладова Надежда Владимировна (комитет ТОС «Центральный»)
Башмакова Валентина Геннадьевна (комитет ТОС "Северный")
Лебедева Надежда Александровна (комитет ТОС «Солнечный»)
Соколова Людмила Алексеевна (комитет ТОС «Мирный»)
Шереметьева Ирина Игоревна (комитет ТОС "Пролетарский")
Одинцова Любовь Александровна

Итоги проведения кулинарного конкурса «Блинная битва» на самую высокую башню из блинов:
Диплом Победителя
Комитет ТОС "Цветочный" 60 см
(Председатель- Мирасова Надежда Константиновна)
Дипломы участников получили: 
Комитету ТОС "Солнечный" -34,5 см
(Председатель-Крылова Анна Михайловна)

Комитет ТОС "Северный" – 34 см
(Председатель-Башмакова Валентина Геннадьевна)
Комитет ТОС "Мирный" – 34 см
(Председатель-Лабазова Татьяна Алексеевна)
Комитету ТОС "Екатериновка" – 30 см
(Председатель-Савельева Любовь Николаевна)

Коллектив ТУРИСТИЧЕСКО-ГОСТИНИЧНОГО КОМПЛЕКСА "ЧАЙКА" (Директор Юсупова Светлана Вячеславовна) – 15 см

Благодарственное письмо за участие в Акции «Щедрая Масленица» и кулинарном конкурсе «Блинная битва» на самую высокую башню из блинов в рамках народного гуляния «Широкая Масленица» вручили
Коллективу Коммерческого Банка «БФГ - Кредит» за их щедрый подарок всем жителям и гостям Углича - Башню в 1000 блинов!

Благодарственное письмо за творческий подход в организации и проведении мастер-класса «Блинные премудрости» в рамках традиционного народного праздника «ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА» вручили Директору кафе «ЭлМа» Нагапетян Овсанне Вачагановне (повар Сенина Марина Николаевна).

-------------------------
Для справки (из Википедии):
Сущность обрядов празднования

«Народное гулянье во время Масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге». К. Е. Маковский, 1869.
Обрядовая сторона Масленицы является весьма сложной и многосоставной, сочетающей элементы как славянской мифологии, так и народного христианства. Она включает обряды, относящиеся и к культу предков, и к рубежному времени — началу нового цикла, и к стимуляции плодородия.

По мнению Б. А. Рыбакова в дохристианскую пору празднование Масленицы было приурочено к весеннему равноденствию, которое у многих народов является началом нового года.

В то же время Н. Дубровский, замечает, что многие масленичные обряды являются чисто зимними и не могут отмечаться весной. Он считает, что масленичные обряды перешли с Власия, у которого «и борода в масле». В Белоруссии сохранилась поговорка: «На Аўласа бяры каўшом масла» (белорус.) — На Власа бери ковшом масло. В Полесье до сих пор Широкий четверг называют «Власье» или «Волосий».

Советский фольклорист В. Я. Пропп, развивая идеи В. Маннхардта и Дж. Фрэзера, считал главной целью масленичных обрядов стимуляцию плодородия, особо актуальную в связи с грядущим началом полевых работ.

Олицетворением праздника выступает чучело Масленицы, что является отголоском архаичного умирающего и воскресающего божества. Чучело Масленицы представлялось, по мнению В. Я. Проппа, средоточием плодородия и плодовитости, и ритуалы его проводов должны были сообщить это плодородие земле: как известно, пепел от чучела, или само растерзанное чучело, раскидывали по полям.

Для крестьянина плодородие земли было крайне важно, поэтому он пытался на него воздействовать таким образом. Особенно важно это было весной, когда земля скоро пробудится от зимнего сна и начнёт плодоносить. Функцию стимуляции плодородия несёт и сожжение чучела Масленицы — уничтожение старого и иссякшего плодородия, смерть для будущего рождения, толчок для нового возрождения плодоносных сил. Многие обряды Масленицы, такие как «целовник», смотры молодожёнов («столбы»), их гостевания, катания с гор и на упряжках, шуточные преследования холостых, — связаны с молодожёнами и неженатой молодёжью. Этим общество показывало исключительную важность брака для воспроизводства населения, а потому чествовало молодых людей репродуктивного возраста. Плодовитость людей в народном сознании была неразрывно связана с плодородием земли и плодовитостью скота.

Со стимуляцией плодородия связана третья сторона Масленицы — поминальная. Ушедшие предки, по представлениям крестьян, находились одновременно и в ином мире, и в земле, а значит, могли влиять на её плодородие. Поэтому крайне важным было не гневить предков и почтить их своим вниманием. Для этого в Масленице существует широкий пласт поминальной обрядности: элементы тризны (кулачные бои, скачки и т. д.), иногда — посещение кладбищ, всегда — обильные трапезы (изначально поминальные), обязательно включавшие блины, ставшие в современном массовом сознании главным атрибутом Масленицы. Вопреки широко распространенному мнению, блины не являются и никогда не являлись символом солнца у славянских народов. Блины у славян всегда были поминальным блюдом, поэтому они как нельзя кстати соответствуют поминальной сущности Масленицы.

Патриарх Адриан хотел уничтожить этот «бесовский праздник», но не успел, однако сократил его время на 8 дней.

Исследователи указывают на родство западно-европейского карнавала и русской масленицы. Иностранец, побывавший в Москве при Иване Грозном писал: «Масленица напоминает мне итальянский карнавал, который в то же время и таким же образом отправляется… Карнавал тем только отличается от масленицы, что в Италии день и ночь в это время ходит дозором конная и пешая городская стража и не позволяет излишнего буйства; а в Москве самые стражи yпиваются вином и вместе с народом своевольствуют».

По мнению современного российского фольклориста А. Б. Мороза, нет оснований утверждать, что Масленица — это собственный языческий праздник. Масленичная обрядность переосмысливает то, что предлагает Церковь. В частности, пост в традиционной культуре понимается, прежде всего, как пищевые ограничения, соответственно перед началом поста необходимо съесть как можно больше. Главная черта, в которой обычно усматривается «языческая» суть Масленицы — это изготовление и сожжение чучела. Но в действительности это чучело никогда не считалось подобием идола, а сам обряд по всей видимости имеет игровые корни.

uglich-online.ru

 

Добавить комментарий

:D:lol::-);-)8):-|:-*:oops::sad::cry::o:-?:-x:eek::zzz:P:roll::sigh:
Жирный Курсив Подчеркнутый Зачеркнутый Список Цитата


Защитный код
Обновить

© 2007-2024 Средство массовой информации сетевое издание «Официальный сайт города Углич»
Учредитель: Администрация городского поселения Углич (Устав редакции)
Главный редактор: Ашмарина М.С.
Адрес редакции: 152615, Ярославская область, город Углич, улица Ярославская, дом 4
Электронная почта: info@goroduglich.ru
Телефон: +7 (48532) 2-22-32
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Регистрационный номер ФС 77-75349 от 01.04.2019 г.
Для детей старше 16 лет.
При использовании материалов с данного сайта, ссылка на источник обязательна.
Условия использования общедоступной информации
Яндекс.Метрика